(Утратила силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)
Комментарий к статье 82 Земельного Кодекса РФ
В тексте комментируемой статьи дана отсылка к Федеральному закону об обороте сельхозземель в отношении условий предоставления сельскохозяйственных земель в собственность перечисленным юридическим лицам.
Однако указанным Федеральным законом установлены также особенности предоставления участков земель сельскохозяйственного назначения в аренду. Так, в исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 10 Федерального закона об обороте сельхозземель, предусматривается, что религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации земельные участки предоставляются в аренду без торгов, конкурсов или аукционов. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Таким образом, в пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются в общем порядке, установленном ЗК РФ. При этом земельные участки в бессрочное (постоянное) пользование согласно ст. 20 ЗК РФ предоставляются только таким сельскохозяйственным организациям, как федеральные казенные предприятия и государственные и муниципальные учреждения (как правило, это учебные и научные организации сельскохозяйственного профиля и отдельные узкоспециализированные хозяйства). Организации других правовых форм обязаны переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность.
Для сельскохозяйственных организаций всех правовых форм актуальна проблема, связанная с оформлением прав на использование земельных участков, находящихся в общей собственности граждан. Так, уже отмечалось в комментарии к предыдущим статьям, в результате аграрной реформы основная часть угодий бывших колхозов и совхозов перешла в общую собственность их работников, при этом после реорганизации хозяйств земельные доли, как правило, в уставные фонды новых формирований не передавались. Большинство сельскохозяйственных организаций арендовали земельные доли.
Однако согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы только земельные участки и другие обособленные природные объекты, а также иные непотребляемые вещи (которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования); доля же в праве собственности является имущественным правом, а не вещью, следовательно, в аренду передана быть не может. Поэтому Федеральный закон об обороте сельхозземель в ст. 16 установил, что договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления этого Закона в силу, должны быть приведены в соответствие с ГК РФ и нормами п. 2 ст. 9 того же Закона (который гласит, что земельный участок, находящийся в долевой собственности, может быть передан в аренду целиком, при этом договор аренды заключается со всеми участниками долевой собственности или с одним из них, действующим по доверенностям, выдаваемым ему другими участниками), т.е. для заключения договора с отдельным участником долевой собственности об аренде его доли необходимо, чтобы эта доля была выделена в натуре, на местности, в качестве земельного участка. Если же в течение установленного срока договоры аренды земельных долей не будут приведены в соответствие с законодательством, к ним будут применяться правила договоров доверительного управления имуществом.
Предоставление земель в собственность коренным малочисленным народам в законодательстве не допускается. Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено только право лиц, относящихся к малочисленным народам, безвозмездно пользоваться в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.
Казачьим обществам для сельскохозяйственного использования земельные участки могут предоставляться из специального целевого земельного фонда по предложениям территориального войскового казачьего общества. Размеры их определяются исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель <1>.
--------------------------------
<1> Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.
Другой комментарий к статье 82 ЗК РФ
Комментируемая статья является отсылочной. В свою очередь п. 3, абз. 6 п. 4, п. 5, п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, к которому она отсылает, также являются отсылочными. Причем п. 3 и п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ отсылают участников правоотношений обратно к ЗК РФ (к ст. ст. 38 и 34). Пункт 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ с точки зрения законодательной техники включает как положения отсылочного характера на ст. 34 ЗК РФ, так и формулирует собственные материально-правовые нормы. К законодательству субъектов РФ отсылают абз. 3 - 6 п. 4, а также п. 7. Поэтому применение на практике ст. 82 ЗК РФ представляет определенные сложности.
Статья 82 ЗК РФ (с учетом отсылок) устанавливает условия предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения юридическим лицам и особым субъектам земельных отношений - религиозным организациям, казачьим обществам, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Такие условия имеют как общие черты с условиями предоставления земельных участков, которые предусмотрены ст. ст. 28, 33, 34, 37, 38, так и свои особенности. Статья 10 Закона N 101-ФЗ предусматривает предоставление земельных участков в собственность или в аренду как на торгах (конкурсах и аукционах) (абз. 1 п. 1, п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ), так и без торгов (абз. 1, 2, 5, 6 п. 4, п. 5, абз. 1 п. 5.1, п. п. 6 и 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ), на возмездной или безвозмездной основе (абз. 5 п. 4 ст. 10 Закона 101-ФЗ).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ (п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).
Условиями предоставления земельных участков в собственность или в аренду без торгов являются:
в собственность, если земельный участок арендуется в течение трех лет (абз. 1 п. 4 ст. 10 Закона 101-ФЗ);
в аренду:
при подаче только одного заявления о предоставлении земельного участка в аренду (абз. 1 п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);
предоставление для сенокошения и выпаса скота в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ (п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);
или в собственность, или в аренду:
сельскохозяйственной организации передается земельный участок, выделенный в счет земельных долей и принадлежащий муниципальному образованию на праве собственности, если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок (абз. 1 п. 5.1 ст. 10 Закона 101-ФЗ);
если земельный участок ранее использовался на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).
Что касается общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, то согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 <647>) в стране таких народов насчитывается сорок пять. Из них в европейской части живут абазины и шапсуги (Карачаево-Черкесская Республика и Краснодарский край), ижорцы и вепсы (Карелия и Ленинградская обл.), саамы (Мурманская обл.), а остальные - в Восточной и Западной Сибири, в Забайкалье, в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке вплоть до Чукотского и Корякского автономных округов.
--------------------------------
<647> СЗ РФ. 2000 N 14. Ст. 1493.
Места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ определены распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р "Об утверждении Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" <648>. Такие места - районы (улусы, кужууны), городские округа - образованы в семи республиках (Алтай, Бурятия, Коми, Карелия, Саха(Якутия), Тыва, Хакасия), шести краях (Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Камчатском, Приморском, Хабаровском), одиннадцати областях (Амурской, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Мурманской, Магаданской, Сахалинской, Свердловской, Томской, Тюменской) и четырех автономных округах (Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском, Ямало-Ненецком).
--------------------------------
<648> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
Правовое положение указанных народов регулируется: Указом Президента РФ от 22.04.1992 N 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера" <649>, Постановлением Правительства РФ от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса" <650>, Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <651> (Закон практически не работает, т.к. Правительством до настоящего времени не разработан соответствующий механизм его реализации).
--------------------------------
<649> Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. N 18. Ст. 1009; СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 851.
<650> САПП РФ. 1992. N 12. С. 931.
<651> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
На родовые (семейные) общины коренного населения Севера в период проведения аграрной реформы было распространено действие Закона о КФХ.
Перераспределение земель в сельском хозяйстве и активная реорганизация оленеводческих и оленеводческо-промысловых хозяйств начались с выходом Указа Президента РФ от 22.04.1992 N 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера" и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
Организация на их базе новых форм хозяйствования в лице товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ проходила, как правило, путем предоставления им земельных участков, ранее занимаемых бригадами и отделениями реорганизованных хозяйств.
Границы вновь организованных оленеводческих и оленеводческо-промысловых хозяйств обозначались и оговаривались в специальных ведомостях и протоколах и отражались на имеющихся планах межхозяйственного или внутрихозяйственного землеустройства.
Особенностью перераспределения земель на северных территориях является также то, что в таких субъектах РФ, как Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Чукотский автономные округа, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва и Магаданская область, при реорганизации колхозов и совхозов не получила развития долевая или коллективно-долевая форма собственности на землю. Наибольшие площади оленьих пастбищ переданы в Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округах.
Несмотря на проведенное перераспределение земель на северных территориях, до настоящего времени в структуре земельного фонда преобладают земли государственной и муниципальной собственности, т.к. почти 85% территории относятся к землям лесного и водного фондов, землям запаса и особо охраняемых территорий и объектов. В субъектах РФ, земли которых полностью входят в районы Крайнего Севера, по состоянию на 01.01.2005 в собственности граждан и юридических лиц находится всего лишь около 0,01% от всей площади земель <652>.
--------------------------------
<652> Емельянова Т.А. Указ. соч. С. 43, 46.
Для сенокошения и выпаса скота земельные участки предоставляются общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, без права выкупа (п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ). Кроме того, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет (п. 6 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).
Что касается другого особого субъекта земельных отношений - казачества, то его правовое положение регулируется Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" <653>.
--------------------------------
<653> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3359.
Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" <654>, предусмотрено формирование целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также установлено, что членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, предоставляются бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
--------------------------------
<654> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1955.
Во исполнение вышеназванного Указа подготовлено Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и режиме его использования (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 <655>). Положением определено, что целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ. В работах при формировании целевого земельного фонда принимают непосредственное участие казачьи общества. В соответствии с утвержденным Положением о порядке формирования целевого земельного фонда, а также во исполнение Постановления Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 839 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 годы" в 52 субъектах РФ проводилась необходимая работа. По состоянию на 1 января 2001 г. на территории 27 субъектов РФ создан целевой земельный фонд на площади 284,9 тыс. га. Предоставлены земельные участки в 19 регионах на площади 50,7 тыс. га.
--------------------------------
<655> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.
Наибольшие площади целевого земельного фонда имеют территории традиционного проживания казачества: Ставропольский край, Ростовская область, Республика Бурятия, Амурская и Челябинская области, Красноярский и Краснодарский край. Кроме того, целевой земельный фонд создан на приграничных территориях в Калининградской, Псковской, Ленинградской областях.
Значительные площади земель предоставлены казачьим обществам в Ростовской области, Ставропольском и Красноярском краях, Челябинской, Кемеровской, Омской, Псковской областях <656>.
--------------------------------
<656> Комов Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства. М., 2001. С. 192 - 193.
В отдельных субъектах РФ могут создаваться войсковые казачьи фонды. В Ростовской области в соответствии со ст. 16 Областного закона от 22 июля 2003 г. N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" <657> в составе фонда перераспределения земель Ростовской области образуется войсковой казачий земельный фонд для предоставления земельных участков казачьим обществам, зарегистрированным в установленном законом порядке или включенным в Государственный реестр казачьих обществ в РФ (п. 1).
--------------------------------
<657> Областной закон от 22 июля 2003 г. N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" // СПС "КП".
Войсковой казачий земельный фонд формируется администрацией Ростовской области по ходатайству казачьих обществ с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для ведения сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, создания войскового земельного резерва, размещения поселений в приграничных районах. Войсковой казачий земельный фонд может пополняться за счет земель запаса и фонда перераспределения земель Ростовской области (п. 2).
Земельные участки, предоставленные ранее казачьим обществам на праве постоянного (бессрочного) пользования из целевого земельного фонда, входят в состав войскового казачьего земельного фонда. Право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками подлежит переоформлению казачьими обществами (п. 3).
Из войскового казачьего земельного фонда земельные участки предоставляются казачьим обществам в аренду и используются ими исключительно в целях сельскохозяйственного производства (п. 4).
Земельные участки из войскового казачьего земельного фонда, неиспользуемые в соответствии с их целевым назначением в течение трех лет, подлежат передаче в фонд перераспределения земель Ростовской области (п. 5).
Для сенокошения и выпаса скота земельные участки предоставляются казачьим обществам, как и общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, без права выкупа (п. 5 ст. 10 Закона 101-ФЗ). В остальном условия предоставления казачьим обществам земельных участков подчиняются приведенным выше нормам о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду или в собственность.