1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
Комментарий к статье 48 Земельного Кодекса РФ
1. Статьей 276 ГК РФ установлены два основания прекращения частного сервитута, и в обоих случаях инициатива такого прекращения должна исходить от собственника земельного участка, обремененного сервитутом.
Собственник такого участка может потребовать прекращения сервитута:
ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен,
в случае, когда в результате обременения сервитутом земельный участок не может использоваться в соответствии с его целевым назначением. Такая ситуация может сложиться, когда, например, сельскохозяйственная организация пользуется правом прогона скота через соседний участок, принадлежащий фермеру (частный сервитут), и в связи с постоянной потравой посевов этим скотом фермер не может выращивать необходимые ему сельскохозяйственные культуры.
Причем во втором случае прекращение сервитута осуществляется только по решению суда, тогда как в первом возможно соглашение сторон.
2. Для случаев публичного сервитута комментируемая статья устанавливает только одно основание прекращения - отсутствие общественных нужд, для которых он был установлен. Оно аналогично указанному в п. 1 данной статьи отпадению необходимости в частном сервитуте. Но если частный сервитут в этом случае просто прекращается по требованию собственника земельного участка, то для отмены публичного сервитута необходимо принятие соответствующего акта, поскольку публичный сервитут в соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом.
Может возникнуть вопрос, как быть, если установление публичного сервитута привело к невозможности использования земельного участка. В аналогичной ситуации, как отмечалось выше, в отношении частного сервитута может ставиться вопрос о его прекращении. В случае же публичного сервитута применяется иная норма - п. 7 ст. 23 ЗК РФ, в силу которой собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В комментируемой статье не указано такое основание прекращение сервитута, как истечение срока, на который он устанавливался. Но так как ст. 23 (п. 4) ЗК РФ предусматривает возможность установления срочных сервитутов, такие сервитуты, естественно, по окончании соответствующего срока прекращаются.
Другой комментарий к статье 48 ЗК РФ
Согласно правилу п. 1 комментируемой статьи частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).
Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает прекращение публичного сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Понятие "общественные нужды" применительно к установлению сервитута в земельном законодательстве не раскрывается. По смыслу правила п. 2 ст. 23 ЗК РФ общественные нужды в данном случае все то, что "необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения". Соответственно, в том случае, когда необходимость для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения путем установления публичного сервитута отпадает, то это и является основанием для принятия акта о его отмене.
Органы местного самоуправления могут устанавливать требования юридико-технического характера, которым должен соответствовать акт об отмене публичного сервитута. Так, например, в г. Красноярске правовой акт об отмене публичного сервитута должен содержать следующие сведения:
1) место нахождения земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;
2) кадастровый номер земельного участка;
3) реквизиты правового акта об установлении публичного сервитута;
4) сведения о правообладателе земельного участка, обремененного публичным сервитутом;
5) содержание публичного сервитута;
6) сфера действия публичного сервитута;
7) указание на срок действия публичного сервитута <460>.
--------------------------------
<460> Положение о порядке подготовки и принятия решений об установлении публичных сервитутов на территории города Красноярска (утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 05.09.2011 N 361) // //www.regionz.ru/index.php?ds=1286184 (дата обращения: 14.02.2014).
Акт об отмене публичного сервитута, однако, не единственный процедурный способ его прекращения. В положениях об установлении публичных сервитутов на земельных участках, которые принимаются органами местного самоуправления, предусматриваются и другие основания. Во-первых, срочный публичный сервитут прекращается по сроку его действия. Во-вторых, по решению суда об отмене сервитута. Причем основанием такого решения может являться как отсутствие общественных нужд, так и признание недействительным решения об установлении сервитута <461>.
--------------------------------
<461> Статья 6 Положения "О порядке установления публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории Каменского городского округа [Свердловской области]" (утв. решением Думы Каменского городского округа от 17.07.2008 N 61) // //ural-region.net/bsverd/positey/watchkkifm1.htm (дата обращения: 14.02.2014); Пункт 6.1 Положения о порядке установления публичных сервитутов на земельные участки, находящиеся на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края (утв. решением районного Собрания депутатов муниципального образования Ванинского района Хабаровского края от 30.11.2004 N 49) // //khabarovsk.news-city.info/docs/sistemsn/dok_oerkti.htm (дата обращения: 14.02.2014); Абзац 1 п. 6.1 Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории г. Иркутска (утв. решением Думы города Иркутска от 22 октября 2008 г. N 004-20-540925/8) // //www.russianpeople.ru/old/125339 (дата обращения: 14.02.2014); Статья 11 Положения об установлении публичных сервитутов в интересах города Иванова (утв. решением Ивановской городской Думы от 30 марта 2006 г. N 88) // //mosoblreg.ru/content/ob-ustanovlenii-publichnykh-servitutov-v-interesakh-goroda-ivanova-vmeste-s-polozheniem-ob-u (дата обращения: 14.02.2014).
Требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке может собственник земельного участка, который обременен таким сервитутом. Однако собственник должен представить доказательства того, что обстоятельства, послужившие основанием для установления обременения в виде права прохода и проезда в интересах неопределенного круга лиц, отпали <462>.
--------------------------------
<462> См.: Постановление ФАС СЗО от 05.09.2011 по делу N А56-57861/2010 // СПС "КП".
Если публичный сервитут устанавливается на определенный срок, то он должен прекращаться автоматически без принятия нормативного акта <463>.
--------------------------------
<463> Малеина М.Н. Правовые аспекты установления и прекращения публичного земельного сервитута // СПС "КП".
И в случае установления публичного сервитута (как и частного), и в случае его прекращения производится государственная регистрация его возникновения или прекращения. При этом необходимо учитывать положение п. 2 ст. 27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество: если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.
Такое различие в составе документов носит не просто формальный характер. С целью установления сервитута (причем неважно, публичного или частного) в отношении части земельного участка кадастровый инженер подготавливает отчет о фактическом местоположении границы части земельного участка для установления сервитута, в состав которого входит каталог (или каталоги, если предусмотрено несколько вариантов установления сервитута) координат местоположения характерных точек границ сервитута. Сведения о координатах вносятся в ГКН, а затем уже вносится запись о сервитуте в ЕГРП. "Сфера действия сервитута", если перевести ее на язык кадастровой деятельности, таким образом, не что иное, как часть земельного участка, местоположение границ которой на плане (не всегда это удается сделать на местности) определяет его длину и ширину. Соответственно при прекращении сервитута действует обратный порядок: сначала вносится запись о прекращении действия сервитута в ЕГРП, а затем из ГКН исключаются сведения о координатах местоположения характерных точек границ сервитута.