Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком

1. Право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Комментарий к статье 47 Земельного Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком, общие для всех видов такого пользования, в то время как остальные пункты этой статьи устанавливают особенности порядка прекращения права на служебный земельный надел.

Земельный участок в безвозмездное срочное пользование, как следует из самого наименования данного вида прав на землю, предоставляется на определенный срок. Следовательно, и прекращается это пользование с истечением данного срока. Однако формулировка рассматриваемого пункта представляется не совсем точной: как известно, безвозмездное срочное пользование может осуществляться и на основе договора (см. ст. 24 ЗК РФ), и в таком случае на него распространяются общие положения гражданского законодательства об основаниях и порядке прекращения договоров, и, следовательно, как любой договор, заключенный на определенный срок, он прекращается автоматически по истечении этого срока, и для такого прекращения не требуется ни принятия какого-либо решения, ни дополнительного соглашения сторон.

Кроме того, на договор безвозмездного срочного пользования земельным участком распространяются основные положения о порядке заключения и исполнения договора безвозмездного пользования (ссуды). В соответствии со ст. 699 ГК РФ ссудополучатель вправе (если иное не предусмотрено договором) во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока, известив об этом ссудодателя за один месяц (если договором не предусмотрен иной срок извещения). Если же договор безвозмездного пользования заключен без указания срока, то каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от него, предупредив об этом другую сторону также за один месяц или в срок, определенный договором.

Договор безвозмездного пользования прекращается в случае смерти гражданина-ссудополучателя или ликвидации юридического лица - ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором (ст. 701 ГК РФ).

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования возможно по основаниям, предусмотренным ст. 698 ГК РФ. В соответствии с ней ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель: использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи, не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию, существенно ухудшает состояние вещи, без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу. По отношению к земельным участкам перечисленные случаи в целом сходны с теми, что установлены п. 2 ст. 45 в части ненадлежащего использования предоставленного земельного участка.

Однако названная статья ГК РФ предусматривает, что и ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования:

при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование вещи невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора;

если вещь в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования;

если при заключении договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемую вещь;

при неисполнении ссудодателем обязанности передать вещь либо ее принадлежности и относящиеся к ней документы.

Комментируемая же статья указывает, что право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается только по решению лица, предоставившего участок, либо по соглашению сторон. Исключений для случаев, когда указанное право возникло на основании договора, не установлено. Получается, что в одностороннем порядке отказаться от данного права лицо, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное срочное пользование, может только в порядке, установленном подп. 2 п. 1 настоящей статьи.

Подпункт 2 п. 1 регламентирует случаи досрочного прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком, отсылая при этом к установленным ЗК РФ основаниям прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. п. 1 и 2 ст. 45). В свою очередь, п. 1 ст. 45, упоминая об отказе землевладельца или землепользователя от земельного участка как основании прекращения их прав на участок, отсылает к ст. 53 в части порядка осуществления такого отказа.

Стало быть, временный пользователь при отказе от своего права на земельный участок также должен подать заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, приложив к нему кадастровую карту (план) земельного участка (при ее наличии), документы, удостоверяющие права на землю, и копии документов, удостоверяющих личность гражданина или регистрацию юридического лица; а в установленных случаях также документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права пользования земельным участком. На основании этого заявления уполномоченный орган в месячный срок должен принять решение о прекращении права. Но указанный порядок не распространяется на прекращение права на служебный надел - судя по тому, что в соответствии с п. 5 комментируемой статьи такое прекращение оформляется решением организации, предоставившей служебный надел в пользование.

Что касается земельных правонарушений, перечисленных в подп. 3 п. 2 ст. 45, то на самом деле не все из них могут явиться основанием досрочного прекращения права безвозмездного срочного пользования. В частности, систематическая неуплата земельного налога не может относиться к временным пользователям земли, поскольку в соответствии со ст. 388 НК РФ (часть вторая) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

2 - 4. Особенностью пользования служебными земельными наделами является то, что они предоставляются на время трудовых отношений работника с организацией, предоставляющей земельный надел (см. ст. 24 ЗК РФ). Соответственно, в случае прекращения трудовых отношений прекращается и право на служебный надел. Однако из этого правила есть целый ряд исключений, закрепленных в п. п. 2 и 3 настоящей статьи: они представляют собой своего рода социальные гарантии работникам, использующим служебные земельные наделы, поскольку такие наделы, используемые в основном для ведения личного подсобного хозяйства, являются существенным подспорьем для работников соответствующих отраслей и их семей.

Таким образом, данные гарантии делятся на те, которые предоставляются: а) самому работнику; б) его семье.

В первом случае речь идет о том, что если работник прекратил трудовые отношения в связи с переходом на пенсию, за ним сохраняется право на служебный надел. Поскольку никакой срок действия такого права в комментируемой статье не определен, надо полагать, что оно является пожизненным.

Семье работника предоставляется право на служебный надел либо на время отсутствия сотрудника по уважительной причине, либо в случае его гибели в связи с исполнением служебных обязанностей. Если работник призван на действительную срочную военную службу или альтернативную службу или поступил на учебу, право на служебный надел сохраняется за одним из членов его семьи (судя по всему, это может быть любой из членов семьи) на весь срок его учебы или службы. Если же работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей, право на служебный надел также предоставляется одному из членов семьи, но, судя по формулировке абзаца пятого п. 4 комментируемой статьи, это может быть только кто-то из перечисленных в нем членов семьи, а именно: нетрудоспособный супруг, престарелые родители, несовершеннолетние дети (иначе будет неясно, на какой срок должен предоставляться служебный надел).

Интересным в связи с этим представляется Определение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. <1> по делу о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. В этом пункте говорилось о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении.

--------------------------------
<1> Бюллетень ВС РФ. 2005. N 5.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что согласно содержанию ст. 47 ЗК РФ федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен. В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по ст. 80 ТК РФ. В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п. 3 ст. 47 ЗК РФ), либо за членами его семьи (п. 4 ст. 47 ЗК РФ). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрены.

При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" не установлены дополнительные, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, следует признать несостоятельными. Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.

Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает.

5. Поскольку служебный надел предоставляется по решению той или иной организации, то и прекращение права на служебный надел оформляется решением этой организации независимо от основания прекращения права, т.е. в случаях как прекращения трудовых отношений работника с организацией, так и добровольного отказа от служебного надела, а также досрочного прекращения права на служебный надел в связи с ненадлежащим использованием земельного участка. Необходимо отметить, что, хотя в комментируемой статье не указывается на возможность обращения в суд работника, не согласного с решением о прекращении его права на служебный надел, такая возможность, разумеется, существует и гражданин может обратиться в суд с иском о защите его нарушенного права.

6. Служебные земельные наделы используются в основном для ведения личного подсобного хозяйства. В ЗК РСФСР 1991 г. специально указывалось, что служебные земельные наделы предоставляются отдельным категориям работников для сельскохозяйственного использования. Поэтому важная гарантия для работников - право использовать этот надел даже и после прекращения трудовых отношений с организацией, если необходимо закончить на нем сельскохозяйственные работы.

Другой комментарий к статье 47 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи является частью немногочисленной группы норм в составе института "безвозмездное срочное пользование земельным участком". Институт представлен двумя "целыми" статьями ЗК РФ: ст. 47 ЗК РФ и ст. 24 ЗК РФ, а также п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 30.1 (в этом пункте содержится отсылка к подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ), абз. 4 п. 1 ст. 36, отдельным статьям в ЛК РФ и Законе N 101-ФЗ. К указанным нормам следует отнести и раздел III Положения в Приказе МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" <453>, Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 года N 850 "Об утверждении Положения о государственной лесной охране Российской Федерации" <454> (п. 24 - должностным лицам государственной лесной охраны РФ на время работы в лесной охране выделяются служебные наделы (пахотная земля и сенокосы)). Наконец, рассматриваемому виду права на землю целиком посвящен такой нормативный акт советского периода, как Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1965 N 369 "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов" <455> (Постановление Совмина N 369).

--------------------------------
<453> Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848 // СПС "КП".
<454> СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3896.
<455> Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. Ст. 112. Текст нормативного акта включен также в базу СПС "КП".

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком - институт исключительно земельного права и в ГК РФ мы не найдем норм, которые корреспондировали бы со ст. ст. 24 и 47 ЗК РФ.

Применяя положения комментируемой статьи, необходимо иметь в виду, во-первых, правило абз. 1 п. 2 ст. 24 ЗК РФ: служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками. Во-вторых, - правило абз. 3 п. 2 ст. 24 ЗК РФ, согласно которому служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Согласно приложению N 2 к Постановлению Совмина N 369 служебные земельные наделы предоставлялись 9 категориям линейных работников автомобильных дорог и 39 категориям линейных работников железнодорожного транспорта. Вместе с гражданами, которым были предоставлены служебные земельные наделы на землях лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного и охотничьего хозяйства, это значительная группа населения. Право на передачу в срочное пользование земельных участков в полосе отвода было предусмотрено также Положением о землях транспорта (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24 <456>). Согласно пункту 6 этого Положения предприятия, учреждения, организации транспорта могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов.

--------------------------------
<456> СП СССР. 1981. N 5. Ст. 25. Фактически утратило силу с момента вступления в силу ЗК РФ 29 октября 2001 г., с момента первой публикации.

Земли транспорта также могли быть предоставлены во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей; отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы; гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

На земельных участках гражданами также возводились жилые и нежилые строения. Отводились земельные участки и под личное подсобное хозяйство.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается как по основаниям, которые прямо указаны в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 47 ЗК РФ, а также в связи с добровольным отказом пользователя от земельного участка.

Пункты 3 и 4 ст. 47 ЗК РФ предусматривают исключения из правила п. 1 комментируемой статьи, которые не нуждаются в отдельном комментарии.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает прекращение права безвозмездного срочного пользования земельным участком на основании решения организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Причем такая организация не обязательно должна являться собственником земельного участка. От имени собственника вправе выступать только исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, если речь идет о землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также граждане или юридические лица, если такие земельные участки принадлежат им на праве собственности. Публичные юридические лица прекращают право на основании решения (индивидуального ненормативного акта), организации - ФГУ (лесхозы) или ФГУП, бюджетные учреждения (государственные природные заповедники), организации, аффилированные с ОАО "РЖД", - на основании решения ненормативного характера или приказа. Физические и юридические лица прекращают право безвозмездного срочного пользования земельным участком путем расторжения соответствующего договора.

В отношениях по поводу пользования служебным наделом встречаются и случаи расторжения договоров срочного пользования в судебном порядке, которые заключались с целью, например, служебного проживания, связанного с охраной лесов. Основанием расторжения такого договора в судебном порядке является распоряжение земельным участком учреждением (организацией), которое не является его собственником <457>.

--------------------------------
<457> Постановление Президиума Московского областного суда по делу N 44г-***/10 по иску Раменского городского прокурора в интересах государства и общества к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО, Управлению лесного хозяйства по г. Москве и МО, Б.К.В. о признании недействительным договора пользования служебным наделом земли, обязании освободить земельный участок, о признании недействительными зарегистрированного права собственности, записи регистрации, аннулировании записи о регистрации права собственности, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности, обязании снести самовольно построенный объект недвижимости // СПС "КП".

Определенную проблему представляет прекращение фактического пользования бывшим служебным наделом без законных оснований лицами, на которых не распространяется исключения, предусмотренные п. п. 3 и 4 ст. 47 ЗК РФ. Особенно это касается участков в составе земель лесного фонда. Зачастую пользователи пытаются зарегистрировать право собственности на такие земельные участки в порядке, который предусмотрен ст. 36 ЗК РФ, возведя на них жилые дома и хозяйственные постройки <458>. В таких случаях прекращение фактического пользования бывшим служебным наделом происходит путем обращения в суд с виндикационным иском в соответствии со ст. ст. 301 и 302 ГК РФ. В состав требований может включаться также и требование о сносе построенных объектов недвижимости <459>.

--------------------------------
<458> Определение Московского областного суда от 22.01.2013 по делу N 33-26877 // СПС "КП"; Определение Московского областного суда от 18.12.2012 по делу N 33-24578/2012 // Там же.
<459> Определение Московского областного суда от 19.03.2013 по делу N 33-3569/2013 // СПС "КП".

Остались вопросы по ст 47 ЗК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 47 ЗК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.