1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва. При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
5. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
5.1. Допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.(Пункт дополнительно включен с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.
7. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 93 Земельного Кодекса РФ
1. Согласно ст. 27 ЗК РФ практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте в зависимости от статуса объектов, расположенных на этих землях. Кроме того, правовой режим данных земель определяется нормами специального законодательства об обороне и безопасности.
2. Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1> под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
Правовой режим земель обороны тесно соприкасается с правовым режимом земель закрытых административно-территориальных образований. Особенности правового режима таких земель установлены Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1992. N 190.
В соответствии с указанным Законом одной из особенностей закрытого административно-территориального образования является то, что такое образование, имея на своей территории местное самоуправление, по отдельным вопросам находится в ведении федеральных органов государственной власти, в том числе по вопросам выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами промышленных предприятий по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военными и иными объектами, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
3. Правовой режим земель Государственной границы РФ урегулирован рядом нормативных правовых актов, прежде всего Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1993. N 84.
Указанным Законом установлено, в частности, что в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и, при необходимости, по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.
Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством РФ земельных участках; находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов.
Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица предоставляют в соответствии с законодательством РФ земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства РФ об охране окружающей природной среды.
Другой комментарий к статье 93 ЗК РФ
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК и федеральными законами.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" <707> земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
--------------------------------
<707> СЗ РФ. 1997. N 23. Ст. 2750.
Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов исключительно в соответствии с законодательством РФ.
Правовой статус земель закрытых административно-территориальных образований определяется Законом РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <708>.
--------------------------------
<708> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.
Одной из особенностей закрытого административно-территориального образования является то, что такое образование, имея на своей территории местное самоуправление, по отдельным вопросам находится в ведении федеральных органов государственной власти, в том числе по вопросам выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами промышленных предприятий по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военными и иными объектами, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан <709>.
--------------------------------
<709> Комментарий к ЗК РФ / Под ред. С.Н. Волкова, Ю.Г. Жарикова.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона "О закрытом административно-территориальном образовании" земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
На основании п. 2 комментируемой статьи в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
Правовой режим земель Государственной границы РФ регламентирован Законом РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе РФ" <710>.
--------------------------------
<710> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, а также абз. 3 ст. 8 Закона РФ "О Государственной границе РФ" в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ в порядке, а также интересах надлежащего содержания Государственной границы РФ в постоянное (бессрочное) пользование отводятся земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.
Земельная полоса располагается непосредственно вдоль Государственной границы РФ на суше и при необходимости - по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются ст. 13 Закона РФ "О Государственной границе РФ".
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы РФ, и иным образом затрагивающая интересы РФ или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе РФ либо вблизи нее на территории РФ (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна:
- наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности РФ, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;
- создавать помехи содержанию Государственной границы РФ и выполнению задач пограничными органами.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы РФ осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы РФ и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы РФ и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ.
По решению исполнительных органов государственной власти земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, могут быть переданы в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В то же время в комментируемой статье предусмотрен механизм принудительного изъятия земель у правообладателя для нужд обороны и безопасности. Данное изъятие возможно лишь в случаях чрезвычайного или военного положения, вводимого на всей территории РФ на срок до 30 дней, а в отдельных местностях до 60 дней указом Президента РФ, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении" <711>, Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" <712>.
--------------------------------
<711> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.
<712> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
Понятие и порядок реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, порядок оценки и возмещения ущерба собственнику земельного участка установлен ст. 51 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 комментируемой статьи в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Постановлением Правительства РФ.
В настоящее время действуют два Постановления Правительства РФ, утверждающие:
- Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия <713>;
--------------------------------
<713> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 года N 208 // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1234.
- Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах, складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов <714>.
--------------------------------
<714> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 года N 135 // СЗ РФ. 2000. N 8. Ст. 967.
Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия определяет порядок установления и функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 1997 года N 76 "Об уничтожении химического оружия" <715> зона защитных мероприятий представляет собой территорию вокруг объектов, в пределах которой осуществляется специальный комплекс защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
--------------------------------
<715> СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.
Чрезвычайной ситуацией, возникшей при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Расчет площади зоны защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов, осуществляется, как правило, на этапе проектирования этих объектов согласно методике определения площади зоны защитных мероприятий, утвержденной Министерством обороны РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Исходными данными для расчета площади зоны защитных мероприятий для конкретного объекта являются: характеристики чрезвычайной ситуации; физико-химические свойства токсичных химикатов; токсикологические характеристики токсичных химикатов; распределение (плотность) населения, проживающего и работающего вокруг объектов; метеорологические данные для конкретной местности; топографические данные для конкретной местности; критерии риска возникновения чрезвычайной ситуации на конкретном объекте.
На основании рассчитанных значений площади зоны защитных мероприятий осуществляется определение ее границ на местности. В случае прохождения границы зоны защитных мероприятий через административные границы населенного пункта (село, район, город и т.д.) этот пункт полностью включается в зону защитных мероприятий.
Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах, складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, определяет: размеры противопожарных полос; цели, причины и условия, сроки и требования установления запретных зон и районов.
Границы запретных зон и районов на территории расположения военных складов утверждаются органами исполнительной власти субъекта РФ по ходатайству военного управления, обозначаются знаками на местности.
Обязанность по доведению этих сведений до граждан несут руководители органов местного самоуправления.
Проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада на территории таких земельных участков запрещены.
Положение строго регламентирует основы строительства, сноса (переноса) объектов социально-бытового и иного назначения, вопросы строительства и ликвидации дорог и переправ, осушения и отведения русла рек.