1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации:
1) являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов;
2) уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
3) являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
2. Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. С ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ.
4. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
5. Ходатайство об изъятии может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков.
6. В случае, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 настоящего Кодекса.
7. Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Ходатайство об изъятии и прилагаемые к нему документы могут быть поданы или направлены в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи ходатайства об изъятии и документов, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
9. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:
1) данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
2) заявитель не является лицом, предусмотренным пунктами 1-3 настоящей статьи;
3) не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
4) ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.
10. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий:
1) направляют запрос в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества;
2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.
11. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3-5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Комментарий к статье 56.4 ЗК РФ
Комментируемая статья является новеллой законодательства и предусматривает возможность инициирования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд заинтересованными организациями. Появление такой нормы обусловлено тем, что в ряде случаев изъятие земельных участков осуществляется в пользу частной организации, действующей в публичном интересе (например, для строительства газопровода, объектов электро-, водо- или теплоснабжения).
В данном случае, несмотря на то, что деятельность по жизнеобеспечению осуществляется лицом частного права и приносит ему коммерческую выгоду, она при этом прямо направлена на достижение целей общего блага, что оправдывает соответствующее вторжение в частную собственность.
________________
См.: Поветкина Е.Л. Изъятие имущества для публичных нужд: цивилистические устои и современные тенденции.
Вместе с тем право обращаться с ходатайством об изъятии земельного участка не может принадлежать любой организации, учитывая исключительный характер института изъятия, ограничение прав собственников земельных участков и иных объектов недвижимости при их изъятии, возникновения у таких организаций права собственности на изъятый земельный участок.
Учитывая вышеизложенное, законодатель установил критерии организаций, которые вправе обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Во-первых, с ходатайством вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст.49 ЗК РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Кроме того, размещение таких объектов должно быть предусмотрено утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и документации по планировке территории (п.1 ст.56.3 ЗК РФ).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Пунктом 1 ст.4 указанного Федерального закона определены сферы деятельности субъектов естественных монополий:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- железнодорожные перевозки;
- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
- захоронение радиоактивных отходов;
- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Во-вторых, с ходатайством об изъятии земельного участка может обратиться организация, которая в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями уполномочена на осуществление деятельности, для обеспечения которой осуществляется изъятие земельного участка, либо имеющая разрешение (лицензию) осуществлять такую деятельность.
В качестве примера таких организаций можно указать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" (Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2009. N 29. Ст.3582).
Подпункт 3 п.1 комментируемой статьи представляется частным случаем подп.2 этого же пункта, поскольку права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (ст.9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Следует отметить, что п.2 комментируемой статьи предусматривает установление Правительством Российской Федерации перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков только для федеральных нужд.
Пункт 3 комментируемой статьи определяет случаи, когда с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных нужд вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
Комментируемой статьей регулируются вопросы содержания, подачи ходатайства об изъятии.
Из п.6 комментируемой статьи следует, что ходатайство может быть подано, в том числе, в отношении земельного участка или участков, которые подлежит образовать. В этом случае при отсутствии утвержденного проекта межевания территории к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено ст.11.3 настоящего Кодекса. Так, не может разрабатываться схема в случае образования земельного участка для размещения линейного объекта федерального, регионального или местного значения. В данном случае образование земельного участка возможно исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
Пункты 9 и 10 комментируемой статьи определяют действия уполномоченных на принятие решений об изъятии земельных участков органов при поступлении ходатайства об изъятии. При этом можно выделить два этапа рассмотрения такого ходатайства. Первый - в течение 5 рабочих дней со дня его поступления ходатайство должно быть рассмотрено с позиции соблюдения всех формальностей - подано в надлежащий орган, организация имеет право подавать ходатайство, представлены все необходимые документы. Второй этап - ходатайство рассматривается содержательно с точки зрения соблюдения всех условий, наличия оснований изъятия. При этом в случае если в результате рассмотрения не выявлены основания для принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства, то уполномоченный орган не принимает какие-либо решения, а сразу переходит к процедуре выявления правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимости, подлежащих изъятию, путем направления запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отношении решения об отказе в удовлетворении ходатайства целесообразно отметить, что п.11 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принятия такого решения в случае если ходатайство подано об изъятии земельного участка для федеральных нужд. В случае если ходатайство подано об изъятии земельного участка для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд дополнительные основания принятия такого решения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.