1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:
1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.
2) подпункт утратил силу с 8 декабря 2006 года - Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ.
Комментарий к статье 40 Земельного Кодекса РФ
1. Представленный в комментируемой статье перечень прав собственников земельных участков оставлен российским законодателем открытым. В статье 40 ЗК РФ содержатся лишь основные, самые распространенные права собственников земельных участков на их использование.
Подпункт 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
Нормы комментируемого Кодекса, закрепляющие названное право, коррелируют с нормами Федерального закона "О недрах", устанавливающими условия реализации права собственника, владельца земельного участка использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона "О недрах" собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Закрепленное на федеральном уровне право собственников земельных участков использовать для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые находит отражение и в законодательстве субъектов РФ. Так, согласно положениям ст. 16 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 ВХ-1 "О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва" собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять в их границах без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, непосредственно для своих нужд. При этом устанавливается правило, согласно которому в случае реализации полезного ископаемого либо созданной на его базе продукции организация обязана оформить лицензию <1>.
--------------------------------
<1> Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1105 вх-1 "О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва" // Тувинская правда. 2005. 25 марта.
Более чем в 50 субъектах РФ действуют региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О недрах" формируются совместно федеральными и региональными органами государственной власти. Такие перечни утверждены в Астраханской <1>, Мурманской <2>, Ростовской <3>, Тверской областях <4> и других субъектах РФ. Как правило, указанные перечни включают такие общераспространенные полезные ископаемые, как галька, гравий, валуны, диатомит, трепел, опока, спонголит, доломиты, известняки и др.
--------------------------------
<1> Распоряжение МПР России N 35-р, Правительства Астраханской области N 319-ПР от 4 июня 2007 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области" // БНА ФОИВ. 2007. N 28.
<2> Распоряжение МПР России N 66-р, Администрации Мурманской области от 10 декабря 2007 г. N 355-рп "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Мурманской области" // БНА ФОИВ. 2008. N 3.
<3> Распоряжение МПР России, Госгортехнадзора России, администрации Ростовской области от 26 сентября 2003 г. N 441-р "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области" // Российская газета. 2004. N 5.
<4> Распоряжение МПР России N 50-р, Администрации Тверской области N 469-РА от 23 октября 2006 г. "Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Тверской области" // БНА ФОИВ. 2006. N 49.
Из содержания ст. 19 Федерального закона "О недрах" следует, что порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков определяется региональными государственными органами исполнительной власти самостоятельно.
В качестве иллюстрации представим Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков на территории Ставропольского края, утв. Постановлением правительства Ставропольского края от 29 января 2007 г. N 10-П. Сразу отметим, что названный порядок распространяется на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, осуществляющих в их границах без применения взрывных работ:
добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров (хранилища, гаражи, погреба, выгребные ямы, котлованы, бассейны и т.п.);
устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства СК от 29 января 2007 г. N 10-п "О порядке добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков на территории Ставропольского края" // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2007. N 17. Ст. 6256.
До начала выполнения перечисленных выше работ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны получить:
1) в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:
а) для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых:
разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
заключение об отсутствии (или наличии) в границах земельного участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе;
б) для осуществления устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин - заключение о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является (или является) источником централизованного водоснабжения;
2) в органе местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края, в границах которого предполагается осуществить строительство подземного сооружения или устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины, - разрешение на строительство подземного сооружения или соответственно разрешение на устройство и эксплуатацию бытового колодца и скважины.
Названные разрешения и заключения выдаются на основании письменных заявлений собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, которые рассматриваются указанными выше органами публичной власти в течение 10 дней после их поступления.
К числу прав собственника земельного участка отнесено такое важное право, как право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Обязательным требованием земельного законодательства, которому должен следовать собственник земельного участка, реализуя названное право, является соблюдение целевого назначения земельного участка и его разрешенного использования. Целевое назначение земельного участка и вид разрешенного использования определяются отнесением его к той или иной категории земли (см. настоящий комментарий к ст. 7).
Реализация права собственника земельного участка на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений возможна только при условии соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ.
Показательно в этом отношении Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2006 г. N А39-1473/2005-78/16. Суд признал строение самовольно возведенным ввиду отсутствия разрешения на строительство, ссылаясь в том числе и на норму подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.
В соответствии с положениями ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, именно градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
При установлении градостроительных регламентов всегда учитываются: фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональные зоны и характеристики их планируемого развития, определенные документами территориального планирования муниципальных образований; виды территориальных зон; требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Исключение из этого правила составляют земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых. На указанные земельные участки действие градостроительных регламентов не распространяется.
Возведение объектов капитального строительства на земельном участке собственником такого участка возможно только при условии соблюдения природоохранных требований, предусмотренных экологическим законодательством.
Так, согласно положениям ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При этом запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Также при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В числе прав собственника земельного участка в комментируемой статье названо право на проведение оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ в соответствии с разрешенным использованием и в соответствии экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями законодательства РФ.
Поскольку мелиорация земель осуществляется в целях сохранения и повышения плодородия земель, то собственник земельного участка вправе осуществлять проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Общий порядок проведения мелиоративных мероприятий в РФ регламентируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель". Указанным Законом определяются типы и виды мелиорации земель, которые вправе проводить собственники земельных участков в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства. Так, в целях улучшения заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды, собственник земельного участка может проводить гидромелиорацию земель. В случае возникновения необходимости улучшения земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений собственником земельного участка может быть проведена агролесомелиорация земель. Кроме того, собственники земельных участков вправе осуществлять культуртехническую и химическую мелиорацию земель. Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, а химическая - в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.
Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ.
2. Комментируемым пунктом закрепляется правило, согласно которому объекты права собственности - посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации - следуют судьбе земельного участка, т.е. являются собственностью собственника земельного участка. Исключение из этого правила составляют случаи, когда собственник земельного участка передает свой участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.
Другой комментарий к статье 40 ЗК РФ
Комментируемая статья является своего рода общей инструкцией по использованию земельного участка. В ней выделяются две логические части. В первой части (п. 1) приводится перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять собственник на своем земельном участке. Причем перечень этот не закрытый: подп. 4 предусматривает возможность со стороны собственника осуществлять другие права на использование земельного участка. Вторая часть ст. 40 ЗК РФ рассматривает использование земельного участка с точки зрения получения с него дохода за счет выращивания и реализации сельскохозяйственных культур.
С точки зрения применения отдельных положений статья 40 ЗК РФ представляет значительные трудности, так как объем каждого конкретного способа освоения и использования земельного участка обусловлен соблюдением целого ряда требований законодательства о недрах, лесного, водного законодательства, законодательства о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальных федеральных законов. Поэтому собственнику земельного участка во избежание нарушения законодательства следовало бы заказать заключения у специалистов - кадастровых инженеров, проектных организаций, адвокатов, поставив перед ними все вопросы о конкретном составе прав и ограничений на использование земельного участка. С этой же целью необходимо обращаться с запросами в органы архитектуры, градостроительства, земельных отношений органов местного самоуправления, которые в ряде случаев за плату, а в большинстве своем бесплатно предоставляют информацию о правовом режиме конкретного земельного участка (об охранных и санитарных зонах, красных линиях, о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, о содержании конкретных видов деятельности в рамках вида разрешенного использования земельного участка).
Подпункт 1 п. 1 комментируемой статьи отчасти воспроизводит положения ст. 19 Закона N 2395-1, согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Из содержания ст. 19 Закона N 2395-1 также следует, что собственник земельного участка не должен получать какие-либо разрешения у государственных органов или органов местного самоуправления. По этому вопросу изложил в 2008 г. свою позицию ВС РФ, принимая Определение по кассационной жалобе Правительства Республики Мордовия на решение Верховного суда Республики Мордовия от 4 июля 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Мордовия о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий Постановления правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 года N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия".
В соответствии со ст. 19 Закона N 2395-1 органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено лишь право установления порядка добычи указанными лицами общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Поскольку пункт 2 Порядка, устанавливающий необходимость получения разрешения Министерства природных ресурсов Республики Мордовия, признан судом противоречащим федеральному законодательству, остальные пункты Порядка, регламентирующие порядок получения разрешения, рассмотрения представленных для получения разрешения материалов, сроки действия, продления, аннулирования разрешения, и пункт 2 Постановления правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 года N 37, которым внесено изменение в Положение о Министерстве природных ресурсов Республики Мордовия путем дополнения абзацем о том, что Министерство природных ресурсов Республики Мордовия "осуществляет выдачу разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых", также признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими <426>.
--------------------------------
<426> Определение ВС РФ от 29.10.2008 по делу N 15-Г08-10 // СПС "КП".
Что касается прудов и обводненных карьеров в границах земельного участка, то согласно ч. 8 ст. 1 ВК РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. По смыслу ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 11 ВК РФ договор на водопользование в подобных случаях с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не заключается.
Обозначив пруд и обводненный карьер единственными объектами права региональной, муниципальной и, что безусловно актуально для современного этапа экономического развития нашего государства, частной собственности, законодатель не дает их определений. Между тем необходимость легальных дефиниций указанных понятий обусловлена особым правовым режимом пруда и обводненного карьера: эти водные объекты, являясь недвижимым имуществом, составляют часть земельного участка и неразрывно связаны с ним, они могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством (ч. ч. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ), т.е. быть объектами имущественных отношений. Кроме того, отсутствие определений данных понятий в законодательстве дает возможность их произвольного толкования, что может привести к незаконному отчуждению, в частности в собственность физических и юридических лиц, иных водных объектов, отличных от прудов и обводненных карьеров.
В ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" находим два определения пруда: пруд - мелководное хранилище площадью не более 1 кв. км; пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
В ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", включающем обязательные для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе определения основных понятий в области гидрологии суши, термин "обводненный карьер" отсутствует. То есть водное законодательство фактически ввело совершенно новое понятие, не употребляемое в гидрологии, не дав ему определения и не обозначив его существенных признаков. В энциклопедиях, словарях и учебных пособиях находим лишь однотипные определения понятия "карьер". Согласно Горной энциклопедии карьер есть совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче полезных ископаемых открытым способом. Обводненный карьер есть не что иное, как карьер, заполненный водой. Таким образом, обводненный карьер - искусственный водоем, представляющий собой выемку в земной коре, образованную при добыче полезных ископаемых открытым способом и заполненную водой <427>.
--------------------------------
<427> Стасюк Д.А. К вопросу о значимости определения понятий "пруд" и "обводненный карьер" в Водном кодексе Российской Федерации // Государство и право: теория и практика: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). Чита: Молодой ученый, 2013. С. 48 - 51.
Изложенная выше позиция об искусственном характере прудов и обводненных карьеров зафиксирована в одном из редких по рассматриваемому предмету судебных решений. В своем Постановлении от 30 октября 2007 г. ФАС СКО отметил, что из норм ст. ст. 5 и 8 ВК РФ следует, что пруды и обводненные карьеры представляют собой не природные (естественные), а искусственные водные объекты, причем исходя из ч. 4 ст. 8 ВК РФ объектом права собственности может быть только весь водный объект <428>.
--------------------------------
<428> Постановление ФАС СКО от 30.10.2007 по делу N Ф08-6668/07 // СПС "КП".
Среди перечисленных способов использования подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ указывает на право возведения зданий, строений и сооружений. В этом вопросе норма подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ является производной от правил ГК РФ: собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (ст. 263 ГК РФ). Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
При применении комментируемой статьи необходимо учитывать принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Требование соблюдения градостроительных регламентов в процессе строительства (возведения) жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений является обязательным для всех собственников.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ).
Градостроительный регламент рассредоточен в правилах землепользования и застройки (ПЗиЗ) конкретного городского округа или поселения. Перечень территориальных зон в указанные правила включается в соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ, а конкретный состав видов деятельности внутри каждой зоны приводится в соответствии с п. п. 5 - 12 этой же статьи <429>. Если гражданин или юридическое лицо возводит жилье, например, в г. Салехарде, то в соответствии с п. 1 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда жилые зоны (код зоны 1 ЖЗ) предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами. Объекты основного вида разрешенного использования должны занимать не менее 60% территории. До 40% территории допускается использовать для размещения объектов социально-бытового и культурно-досугового назначения, стоянок автомобильного транспорта, коммунальных объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду и население (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) (п. 5 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда). Новое строительство на данной территории может быть осуществлено только в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом, в случае если до 40% территории используется не в соответствии с ее основным назначением (п. 7 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда). Жилые здания с квартирами на первом этаже следует располагать, как правило, с отступом от красных линий (п. 11 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда). Строительство индивидуальных гаражей предусматривается на обособленных территориях жилой зоны, преимущественно в составе гаражных объединений. Размеры гаражей должны соответствовать следующим параметрам: одноэтажные, ширина - 4,5 м, длина - 6 м, высота - не более 3 м (п. 17 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда).
--------------------------------
<429> Статья 11 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону (утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17 июня 2008 г. N 405 "О принятии правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону) // //rostov.news-city.info/docs/sistemsw/dok_ieghqb/index.htm (дата обращения: 13.01.2014); Перечень территориальных зон, утвержден решением Думы города Томска от 27 ноября 2007 года N 687 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (с изменениями на 15 октября 2013 года) // //docs.cntd.ru/document/951821725 (дата обращения: 13.01.2014); ст. 19 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (утв. решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462) // СПС "КП"; ст. 36 Правил землепользования застройки города Якутска (утв. решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 "Об утверждении правил землепользования застройки города Якутска") // //sakha.news-city.info/docs/sistemsr/dok_ieglwo/page4.htm (дата обращения: 13.01.2014); ст. 22 Правил землепользования и застройки города Салехарда (утв. решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 16.04.2007 N 13) // СПС "КП".
Еще один пример, который уже имеет отношение к возведению производственных объектов. Согласно ст. 26 Правил землепользования и застройки города Иваново (утв. решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 694 <430>; далее - ПЗиЗ г. Иваново) в состав территориальных зон г. Иваново входит производственно-коммунальная зона ПК-3 - зона производственных объектов IV и V классов. В соответствии с п. 3 ст. 34 ПЗиЗ г. Иваново зона ПК-3 предназначена для создания правовых условий формирования и развития промышленно-коммунальных узлов IV и V классов; требуется организация санитарно-защитных зон радиусом 100 - 50 метров соответственно IV и V классов. Среди основных видов разрешенного использования - объекты складского назначения различного профиля; базы для хранения продукции и материалов; производственные базы жилищно-эксплуатационных служб; площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей.
--------------------------------
<430> СПС "КП".
Параметры застройки.
1. Коэффициент застройки земельного участка - не более 65% от его площади.
2. Коэффициент озеленения земельного участка - не менее 15% от его площади.
3. Площадь территорий, предназначенных для хранения транспортных средств (для вспомогательных видов использования), - не более 15% от площади земельного участка.
4. Расстояние от красных линий улиц до линии застройки - не менее 6 метров.
5. Минимальный отступ от границ смежных земельных участков до объектов строительства - не менее 6 метров.
Реализуя свое право на возведение зданий, строений, сооружений, собственник земельного участка (или застройщик по его поручению) не может не учитывать требования санитарных норм и правил (СНиП). Так, например, реализуя свое право на застройку в соответствии с Законом N 66-ФЗ, гражданин обязан знать содержание СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" <431>. Согласно пункту 1.1* СНиП 30-02-97* его нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее - садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов РФ. Пункт 6.4* СНиП 30-02-97* предусматривает, что на садовом (дачном) участке могут возводиться жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.
--------------------------------
<431> Приняты и введены в действие с 1 апреля 2001 г. Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51 // //docload.ru/Basesdoc/4/4961/index.htm (дата обращения: 13.01.2014).
Согласно п. п. 4.1 и 5.2 СП 53.13330.2011 организация территории садоводческого, дачного объединения осуществляется в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого, дачного объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории такого объединения, все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены органом местного самоуправления; территория садоводческого, дачного объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 36 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).
Подпункт 4 п. 1 ст. 40 ЗК РФ предусматривает осуществление других прав на использование земельного участка, которые предусмотрены законодательством. В некоторых случаях законодательство субъектов РФ раскрывает содержание этих других прав. Так, в МО собственник земельного участка имеет право по своему усмотрению в его границах осуществлять строительство подземных сооружений (овощных, выгребных ям, котлованов и т.п.) без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до пяти метров; устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения <432>.
--------------------------------
<432> Подпункты 2 и 3 п. 2 Порядка добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 2 декабря 2009 г. N 1061/51).