(Утратила силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)
Комментарий к статье 29 Земельного Кодекса РФ
1. Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности, наделен ряд органов государственной исполнительной власти, осуществляющих управление и распоряжение федеральным имуществом. Так, полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом в целом, включая земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, согласно Положению о нем наделено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом <1>. В свою очередь полномочия по управлению и распоряжению земельными участками в границах особых экономических зон возложены на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691.
<2> Постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 г. N 530.
Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности субъекта РФ, наделяются органы исполнительной власти субъекта РФ согласно законодательству субъекта РФ.
Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления такими правами осуществляется с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка считается первым и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Оно выступает выражением воли собственника по отчуждению участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служит основанием для отвода и государственной регистрации прав на участок, при возмездном отчуждении - также и основанием для заключения договора.
Полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю установлены Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (см. комментарий). Согласно общему положению ст. 3 данного Закона распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности должно осуществляться органами местного самоуправления, если федеральным законом не установлено иное.
Другой комментарий к статье 29 ЗК РФ
Правило ст. 29 ЗК РФ представляет собой, во-первых, отсылку к статьям 9, 10 и 11 ЗК РФ по вопросу о компетенции публичных субъектов по предоставлению на том или ином праве земельных участков. Во-вторых, правило ст. 29 ЗК РФ входит в состав, наверное, самого крупного отраслевого комплекса норм, который регулирует отношения по распоряжению земельными участками (а не "землями", как неправильно указывают некоторые исследователи <253>), право государственной собственности на которые не разграничено. Это предоставление земельных участков для строительства (ст. ст. 30, 30.1, 30.2, 31, 32 ЗК РФ) и для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ); приватизация земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями (ст. 36 ЗК РФ); проведение торгов (конкурсов, аукционов), предметом которых является продажа земельных участков в собственность или предоставление в аренду (ст. 38 ЗК РФ), для жилищного строительства (ст. 38.1 ЗК РФ) и комплексного освоения в целях жилищного строительства (ст. 38.2 ЗК РФ). Наконец, ст. 29 ЗК РФ напрямую связана с порядком предоставления гражданам или организациям земель сельскохозяйственного назначения в собственность или в аренду (ст. ст. 80, 81 и 82 ЗК РФ, а также ст. 10 Закона 101-ФЗ, Закон о КФХ, Закон о ЛПХ, Закон N 66-ФЗ).
--------------------------------
КП: примечание.
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Питер Пресс, 2009.
<253> Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 158 (это мнение Е.А. Галиновской).
Обращаясь к ст. 29 ЗК РФ, нельзя не учитывать и положения Закона о введении в действие ЗК РФ. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, распоряжение осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Изложенные правила применяются, только если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Отдельные правила о распределении полномочий по распоряжению земельными участками, на которых расположены здания, строения, сооружения, законодатель включил также в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".