1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): (Абзац в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ.крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ.хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
3. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Комментарий к статье 78 Земельного Кодекса РФ
1. Пункт первый комментируемой статьи называет основные направления использования сельскохозяйственных земель и категории граждан и юридических лиц, которые используют данные земли в указанных целях. Однако, на наш взгляд, приводимый перечень субъектов прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не является исчерпывающим.
Прежде всего, что касается юридических лиц, то в абз. 3 указано, что земли сельскохозяйственного назначения используются "иными коммерческими организациями", в абз. 4 - "некоммерческими организациями, в том числе.", таким образом, имеются в виду все возможные виды юридических лиц. При этом данная статья не дает привязки к обязательной аграрной специализации организаций - т.е. приобрести земельный участок для использования в сельскохозяйственных целях из земель сельскохозяйственного назначения могут не только организации, являющиеся аграрными по основному профилю деятельности (например, подсобные сельские производства имеют промышленные предприятия, лечебные и курортные организации и т.д.). Единственное ограничение установлено на приобретение в собственность земельных участков из сельскохозяйственных земель юридическими лицами, в уставном или складочном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, - в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения они пользуются такими участками только на праве аренды.
Среди физических лиц в данной статье упомянуты только граждане. Однако и иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут использовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды, на что указывает ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Основные направления использования сельскохозяйственных земель гражданами также перечислены в комментируемой статье: ведение фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводство и огородничество.
Участниками отношений по поводу земель сельскохозяйственного назначения выступают кроме граждан и юридических лиц также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Им могут принадлежать на праве собственности участки из земель сельскохозяйственного назначения, но в данной статье они не упоминаются, поскольку сами не используют такие земельные участки, а предоставляют для использования в сельскохозяйственных целях на том или ином праве (владение, пользование, аренда) гражданам и юридическим лицам. Особенности порядка предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В частности, п. 5 этой статьи определены субъекты предоставления земельных участков из таких земель в аренду без права выкупа.
2. Согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такое хозяйство представляет собой объединение граждан (однако оно может быть создано и одним гражданином), связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, в котором фиксируются все важнейшие вопросы деятельности хозяйства, в том числе о признании одного из членов хозяйства главой фермерского хозяйства и о его полномочиях, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства и порядке владения, пользования и распоряжения им. Также членами фермерского хозяйства определяется перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства; обычно одним из таких объектов является и земельный участок.
Как правило, имущество фермерского хозяйства, и земельный участок в том числе, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, но по соглашению между ними имущество хозяйства может находиться в общей долевой собственности членов фермерского хозяйства (в этом случае доли каждого также устанавливаются соглашением).
В интересах фермерского хозяйства распоряжение его имуществом осуществляется главой фермерского хозяйства, т.е. если члены хозяйства решат продать часть своего земельного участка, сделку совершает без доверенности глава хозяйства. Сделка считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах. Однако в соглашении может быть зафиксировано, что глава фермерского хозяйства не имеет права совершать сделки с земельным участком без согласия всех членов фермерского хозяйства.
При выходе одного из членов фермерского хозяйства из состава хозяйства земельный участок разделу не подлежит; вышедший имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности. В этом случае доли членов хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
Раздел земельного участка крестьянского хозяйства производится только в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства, например в связи с выходом из него всех его членов. В этом случае, если участок находился в общей долевой собственности, раздел производится в соответствии с долями участников по соглашению между ними; при общей совместной собственности на земельный участок необходимо для его раздела также определить долю каждого из участников. В последнем случае, если соглашением членов крестьянского хозяйства не установлено иное, доли всех членов признаются равными. Если между участниками долевой собственности не будет достигнуто соглашение о способе и условиях раздела земельного участка, например о том, кому конкретно на какой местности будет выделен какой участок в счет его доли, спор рассматривается в суде.
Каждый член крестьянского хозяйства может завещать причитающуюся ему долю земельного участка любому лицу. Однако, в соответствии со ст. 1179 ГК РФ, если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства.
В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство (ЛПХ), как его определяет Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Регистрации ЛПХ по Закону не требуется. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином - одним или совместно с членами его семьи, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения ЛПХ.
ЛПХ отличаются от фермерских хозяйств прежде всего размерами используемого земельного участка. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно (на любом праве - в собственности, пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) у гражданина, ведущего ЛПХ, устанавливается законом субъекта РФ. Если у гражданина возникло право на участки, общий размер которых превышает максимально установленный, то в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" он обязан либо в течение года произвести отчуждение части этих участков, либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (или зарегистрировать фермерское хозяйство) со всеми вытекающими последствиями, в частности с уплатой соответствующих налогов.
Для ведения ЛПХ могут использоваться: земельный участок в границах населенного пункта - приусадебный земельный участок и земельный участок за пределами границ населенного пункта - полевой земельный участок. При этом приусадебный земельный участок используется как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, а полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции (без права возведения на нем зданий и строений).
Для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <1> предусмотрено несколько возможных форм организаций. Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве - находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.
Граждане могут заниматься садоводством, огородничеством или дачным хозяйством на территории объединения и в индивидуальном порядке, т.е. не являясь членами объединения. В этом случае они вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества, партнерства, кооператива.
В садоводческом, огородническом, дачном некоммерческом объединении любого типа имеются земли, составляющие имущество общего пользования, остальные участки принадлежат на праве собственности или ином вещном праве гражданам - членам некоммерческого объединения, а также индивидуальным садоводам и огородникам. Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлены особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков, которая может проводиться как самим объединением по решению общего собрания его членов, так и членами объединения в индивидуальном порядке.
3. Основную по площади часть сельскохозяйственных земель занимают аграрные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества полные и коммандитные, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они действуют на основании ГК РФ, Федеральных законов от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) <1>, от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 29 апреля 2008 г.) <2>, от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 1 декабря 2007 г.) <3>. Только о сельскохозяйственных кооперативах имеется специальный Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <4>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 23.
<2> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1941.
<3> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
<4> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
Указанным Законом в сельскохозяйственных кооперативах решение вопроса об отчуждении и приобретении земли отнесено к исключительной компетенции общего собрания кооператива, причем для принятия такого решения необходимо не менее чем две трети голосов от числа членов кооператива. Федеральным законом, а также уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено и заключение других сделок с землей.
Одним из источников формирования имущества любого кооператива являются паевые взносы членов кооператива. В сельскохозяйственных кооперативах учет паевых взносов ведется в стоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса лицом, вступившим в кооператив, земельных и имущественных долей и иного имущества (за исключением земельных участков) либо имущественных прав денежная оценка паевых взносов производится, как правило, правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива. Общее собрание может также принять решение провести денежную оценку паевых взносов независимым оценщиком либо утвердить методику денежной оценки передаваемого имущества и поручить правлению кооператива организовать оценку указанного имущества на ее основе; в последнем случае результаты оценки подлежат утверждению наблюдательным советом кооператива, а на общее собрание выносятся только спорные вопросы.
В случае внесения в счет паевого взноса земельных участков их денежная оценка, как указано в п. 5 ст. 35 Федерального закона о сельскохозяйственной кооперации, проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 30 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
При выходе члена кооператива из сельскохозяйственного кооператива встает вопрос о возврате земельного участка, внесенного в счет паевого взноса при вступлении в кооператив. Статья 18 Федерального закона о сельскохозяйственной кооперации определяет, что в соответствии с уставом кооператива может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива. Размер выдаваемого в счет пая земельного участка определяется пропорционально размерам земельных угодий кооператива исходя из размера паевого взноса выходящего члена кооператива и стоимости гектара земли, в соответствии с которой земельный участок или земельная доля были засчитаны в паевой взнос. При этом размер выдаваемого земельного участка не должен превышать размер земельной доли или земельного участка, переданных кооперативу членом кооператива при вступлении. Если выходящий член кооператива желает получить в счет пая земельный участок большего размера, возможность выделения такого земельного участка и условия, на которых он будет передаваться, определяются по соглашению выходящего члена кооператива и кооператива в соответствии с его уставом. Место нахождения земельного участка, выдаваемого выходящему члену кооператива в счет его паевого взноса, устанавливается решением правления кооператива.
В аграрных формированиях иного типа - акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, полных и коммандитных товариществах - порядок внесения земельных участков и земельных долей в уставный капитал, решение вопроса о возможности получения их обратно при выходе из данного общества, товарищества должны быть зафиксированы в уставе данного общества или товарищества.
4. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" (в ред. от 21 марта 2005 г.) <1> граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные, войсковые и иные традиционные для казачества общества. Казачьи общества считаются юридическими лицами. Станичным и иным казачьим обществам безвозмездно отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо общей собственности участников общества на землю. Размер земельного надела, предоставляемого хуторскому и станичному обществу, определяется исходя из количества его участников в соответствии с установленным порядком, а также взятых ими на себя обязательств по несению государственной службы и необходимости создания запаса земель, обеспечивающего коллективное землепользование при расширении состава общества, выделения земельных участков гражданам, пожелавшим выйти из казачьего общества.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 25. Ст. 1429.
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в ред. от 5 апреля 2009 г.) <1> зафиксировал право малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, а также общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
При этом к коренным малочисленным народам, согласно названному Закону, относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общинами. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г., изменения в него внесены 28 марта 2001 г. Порядок образования этими народами общин установлен Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Правовой режим территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов регулируется Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <1>. Границы земель традиционного природопользования малочисленных народов и порядок предоставления указанным народам для этих целей земель, находящихся в федеральной собственности, устанавливают органы государственной власти РФ. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок отвода, использования и охраны находящихся в собственности субъектов РФ земель традиционного природопользования малочисленных народов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
5. Пункт 2 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ, которым также были внесены изменения в Федеральном законе "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую". В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 7 указанного Закона строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов, относится к тем исключительным случаям, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Причем для указанных целей допускается даже перевод в иную категорию земель, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Это связано с высокой общественной значимостью прокладки линейных объектов, для которых не всегда представляется возможным подобрать обходные пути и которые занимают небольшие по площади земельные участки.
Однако комментируемый пункт ЗК РФ устанавливает, что использование участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов, осуществляется без перевода таких участков в иные категории земель. Можно сделать вывод, что речь идет в данном случае о том, что, например, для передачи участка в аренду на определенный срок с целью строительства трубопровода перевода в иную категорию земель не требуется. Также следует заметить, что в данном пункте перечислены не все линейные объекты, а только такие, по окончании строительства которых земельные участки могут продолжать использоваться по их целевому назначению, например железнодорожные линии в этот перечень не входят.
В любом случае для строительства линейных объектов основным условием является наличие утвержденного проекта рекультивации земель.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" <1> рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств этих юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
--------------------------------
<1> САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Для их утверждения необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы.
На основе утвержденных проектов рекультивации органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, устанавливаются условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы.
Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 г. "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" // БНА ФОИВ. 1996. N 4.
Другой комментарий к статье 78 ЗК РФ
Пункт 1 комментируемой статьи перечисляет отдельные категории граждан, коммерческие и некоммерческие организации, а также "нетрадиционные" субъекты - казачьи общества и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Этот длинный перечень (исключая, может быть, "нетрадиционные" субъекты, положение о которых продублировано в ст. 83 ЗК РФ) с точки зрения законодательной техники выглядит совершенно излишним, так как Конституция РФ и без того гарантирует всем без исключения лицам самый широкий спектр прав на владение, пользование и распоряжение землей (ст. 9, ст. 36) и не допускает какой-либо дискриминации (ч. 2 ст. 19). Более того, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков вправе использовать земельные участки в соответствии со ст. ст. 40 - 43 ЗК РФ с учетом положений ст. 27 ЗК РФ. Поэтому какую-либо смысловую нагрузку п. 1 ст. 78, на наш взгляд, практически не несет.
Требование пункта 2 ст. 78 направлено на сочетание интересов публичной власти, хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство линейных объектов, и общества в целом, что является примером реализации ряда принципов земельного права - подп. 1, 2, 6 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.
Пункт 3 комментируемой статьи допускает на землях сельскохозяйственного назначения "осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства". Пункт введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <630> (далее - Закон N 209-ФЗ). Пункт 1 ст. 25 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Одно из условий охотхозяйственного соглашения включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (подп. 1 п. 4 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
--------------------------------
<630> Российская газета. 2009. 28 июля. N 4961. Вступил в силу с 1 апреля 2010.
Подпункт 7 п. 1 ст. 12 Закона N 209-ФЗ предусматривает такой вид охоты, как охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Напомним, что в РФ проживает 34 коренных малочисленных народа, для которых земля и другие природные биологические ресурсы были и остаются решающим источником жизнеобеспечения и сохранения их как этнических общностей. Подавляющее их большинство живет на северных территориях РФ (около 60% ее площади), границы которых простираются с запада на восток от Кольского полуострова до Чукотки более чем на 6400 км и с севера на юг от островов Северного Ледовитого океана до отдельных северных районов Республики Бурятия, Хабаровского края, Читинской и Амурской областей более чем на 2700 км <631>. Значительная часть земель проживания таких народов входит в состав земель сельскохозяйственного назначения.
--------------------------------
<631> Емельянова Т.А. Рациональное использование и охрана земель северных территорий Российской Федерации (экономика и организация): Дис. . д-ра экон. наук. М., 2006. С. 10.