Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;порче земель;невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

3) подпункт утратил силу с 1 апреля 2015 года - Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.(Статья в редакции, введенной в действие с 6 сентября 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 123-ФЗ.

Комментарий к статье 45 Земельного Кодекса РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, - это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, - использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды - см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 - 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ <1>.

--------------------------------
<1> См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Другой комментарий к статье 45 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи самым тесным образом связаны с положениями ст. 53 ЗК РФ (в случае отказа от права), ст. 55 ЗК РФ (в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд), ст. ст. 284, 285 и 286 ГК РФ, абз. 1 ст. 42 и ст. 54 ЗК РФ и ст. 6 Закона N 101-ФЗ (в случае изъятия земельных участков при ненадлежащем использовании).

Пункт 1 ст. 45 ЗК РФ предусматривает такое основание прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, как отказ. Пункты 3, 3.1 и 4 ст. 53 ЗК РФ детально регламентируют порядок отказа граждан и юридических лиц от указанных видов. В отличие от процедуры отказа от права собственности граждане и юридические лица обращаются с соответствующими заявлениями в исполнительные органы государственной власти (в Территориальное управление Росимущества по субъекту РФ или в правительство субъекта РФ) или исполнительный орган местного самоуправления, как правило, в комитет по управлению муниципальным имуществом или комитет по управлению земельными ресурсами; иногда в комитет по земельным и имущественным отношениям. В Санкт-Петербурге это Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга <443>, а в Москве - Департамент городского имущества г. Москвы <444>.

--------------------------------
<443> Положение о Комитете по управлению городским имуществом утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1589 // //gov.spb.ru/law?d&nd=8401621&nh=1 (дата обращения: 03.02.2014).
<444> Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте имущества города" // //dgi.mos.ru/about/polozhenie_o_departamente/Положение%20Департамента.pdf (дата обращения: 03.02.2014).

В соответствии с правилом п. 4 ст. 53 ЗК РФ основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. И если ранее в ЕГРП не вносились записи об указанных видах права, то и датой их прекращения согласно положению абз. 1 п. 5 ст. 53 ЗК РФ будет дата принятия соответствующего решения. Если же такая запись в ЕГРП вносилась, то гражданину или юридическому лиц нет необходимости обращаться в Росреестр, поскольку такая обязанность возложена на собственника земельного участка (абз. 2 п. 5 ст. 53 ЗК РФ).

Суды, разбирая споры по поводу прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, обращают особое внимание на способ волеизъявления правообладателя, на то, действительно ли по форме и содержанию был выражен отказ. Приведем в качестве иллюстрации материалы дела, которое рассматривалось в 2013 г. ФАС ЗСО. Ишимскому опытно-показательному хозяйству Ишимского района Тюменской области в бессрочное бесплатное пользование был предоставлен земельный участок в 13888 га; право подтверждено государственным актом А-I N 389275 от 22.10.1982. Письмом от 06.05.2011 N 2777 администрация города Ишима обратилась к предприятию с просьбой об изъятии земельного участка площадью 12,55 га с возмещением убытков сельскохозяйственного производства. Россельхозакадемия после обращения к ней предприятия за разрешением согласилась на изъятие земельного участка площадью 12,08 га для строительства полигона твердых бытовых отходов в Дымковском сельском поселении Ишимского района Тюменской области в установленном законом порядке на условиях компенсации. При этом Россельхозакадемия письмом обязала предприятие согласовать в Управлении Росимущества в Тюменской области возможность выделения через изъятие указанного земельного участка для нужд администрации города Ишима, а затем направить в Россельхозакадемию ходатайство для получения согласия на изъятие земли для муниципальных нужд с возмещением убытков в соответствии с действующим законодательством. Письмом от 02.12.2011 N 480 предприятие информировало Управление о своем согласии на изъятие из своего землепользования земельного участка площадью 12,08 га и на раздел исходного земельного участка. 13.02.2013 Управлением издано распоряжение N 22/03 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 72:10:1310001:411", в соответствии с которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования предприятия на указанный земельный участок.

Суды, рассматривая дело, пришли к обоснованному выводу об отсутствии волеизъявления Ишимского опытно-показательного хозяйства на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования. При этом доказательств наличия оснований для прекращения такого права, установленных законом, Управлением не представлено. С заявлением, предусмотренным ст. 53 ЗК РФ, предприятие не обращалось. Таким образом, заключили суды, письмо от 02.12.2011 N 480 не может в силу ст. 68 АПК РФ являться доказательством надлежащего заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, заявленным в порядке п. 1 ст. 45 ЗК РФ <445>.

--------------------------------
<445> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2013 N А70-3082/2013 // СПС "КП".

Субъекты РФ и органы местного самоуправления с целью упорядочения процедуры прекращения права при наличии заявлений правообладателей об отказе от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком принимают специальные регламенты, которые устанавливают процедуру прекращения либо одного из указанных видов права <446>, либо обоих сразу <447>.

--------------------------------
<446> Административный регламент Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при наличии заявлений правообладателей об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в случаях, когда принятие решений о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования отнесено к компетенции Комитета (утв. распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.04.2013 N 1995-рк) // СПС "КП"; В Кингисеппе: Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком" (утв. администрацией муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 26.08.2012 N 1340) // СПС "КП".
<447> В поселке Палех ИО: Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя" (утв. Постановлением администрации Палехского муниципального района от 06.09.2013 N 539-п) // СПС "КП"; в г. Петушки ВО: Административный регламент предоставления комитетом по управлению имуществом Петушинского района муниципальной услуги "Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком" (утв. Постановлением администрации Петушинского района от 05.04.2013 N 770) // СПС "КП".

Пункт 2 ст. 45 ЗК РФ предусматривает принудительное прекращение права на земельные участки. Применяя комментируемый пункт, необходимо иметь в виду, что основные его положения законодатель "позаимствовал" из ГК РФ. Так, абз. 2 п. 2 ст. 45 ЗК РФ воспроизводит ст. 285 ГК РФ за исключением слов "Земельный участок может быть изъят у собственника, если.". Правило абзаца 5 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.) за исключением слов "Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок." основывается на ст. 284 ГК РФ. Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК РФ.

Признаки неиспользования земельных участков в настоящее время установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 <448> только для земельных участков сельскохозяйственного назначения:

--------------------------------
<448> Российская газета. 2012. 28 апреля. N 5768.

- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

- на сенокосах не производится сенокошение;

- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

- на пастбищах не производится выпас скота;

- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Основания прекращения права, установленные абз. 2, 3 и 4 подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ носят оригинальный характер и в несколько видоизмененном виде дошли до нас от первоначальной редакции комментируемой статьи. Все три указанных абзаца ст. 45 ЗК РФ так или иначе по смыслу связаны с положениями п. п. 1 и 3 ст. 6 Закона N 101-ФЗ.

В подп. 2 п. 2 ст. 45 ЗК РФ приведено такое основание прекращения права, как изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 55 ЗК РФ, а в подп. 3 п. 2 этой же статьи указаны "иные предусмотренные федеральным законом случаи".

Пункт 3 комментируемой статьи в вопросе о порядке прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 отсылает к ст. 54 ЗК РФ (см. наш комментарий к ст. 54 ЗК РФ).

Также нельзя не обратить внимание правообладателей на то обстоятельство, что судебная практика выявила несколько ключевых проблем, которые время от времени возникают в различных субъекта РФ. Серди них: несоблюдение процедуры принудительного прекращения права; отсутствие оснований для прекращения прав - отсутствие заявлений от правообладателей и обращений в суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 53 и 54 ЗК РФ; коллизия между положениями ст. ст. 36 и 45 ЗК РФ; сложность доказывания наличия государственных или муниципальных нужд.

Суды, рассматривающие обращения исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления с заявлениями о прекращении права бессрочного пользования, внимательно относятся к несоблюдению заявителями процедуры принудительного прекращения права. Так, администрация г. Нижнего Новгорода обратилась в суд с исковым заявлением к ООО "Стройсервис" о прекращении права бессрочного пользования земельным участком и об обязании ответчика освободить данный земельный участок и передать его по акту приема-передачи. Заявление мотивировано тем, что обязательства по строительству производственной базы ответчиком не исполнены, земельный участок не используется в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, поэтому право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит принудительному прекращению. Суд установил, что истцом не соблюдена процедура принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; в материалы дела не представлены какие-либо документы, подтверждающие факт наложения административного взыскания в виде штрафа на ответчика, вынесение в его адрес предупреждения о допущенных земельных правонарушениях. В подтверждение исковых требований истец ссылается лишь на акт обследования земельного участка от 18.04.2008, составленный комиссией комитета по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами, в котором указано на неиспользование земельного участка по целевому назначению.

Вместе с тем в материалах дела имеется акт проверки соблюдения земельного законодательства от 18.04.2008, составленный Управлением Роснедвижимости по НО, уполномоченным по осуществлению государственного земельного контроля, из которого следует, что на земельном участке, используемом ООО "Стройсервис", нарушений земельного законодательства не выявлено. При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований <449>.

--------------------------------
<449> Решение АС Нижегородской области от 21.01.2010 по делу N А43-5001/2008-12-248 // СПС "КП".

При рассмотрении дел о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком судам приходится сталкиваться с коллизией ст. 36 (принцип исключительности права на приватизацию земельного участка) и ст. 45 ЗК РФ. Требования о прекращении права исходят от собственников объектов недвижимости, которые просят суд признать незаконными отказы органов местного самоуправления предоставить им в аренду прекратить право постоянного (бессрочного) пользования у учреждений. ФАС ПО в Постановлении от 11.06.2013 по делу N А57-2541/2011 указал, что при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется. Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 12955/11 <450>. ФАС ВВО от 16.04.2007 N А39-8066/2005-239/16 признал правомерным зарегистрированное за организацией право аренды земельного участка, указав, что передача земельного участка по договору аренды собственнику вновь построенной на нем автозаправочной станции не является основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителя в силу ст. 45 ЗК РФ <451>.

--------------------------------
<450> СПС "КП".
<451> СПС "КП".

В тех случаях, когда орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка, прекращая право постоянного (бессрочного) пользования, суды признают такие решения недействительными, если правообладатель не отказывался от своего права на земельный участок, а также решение суда о принудительном прекращении такого права не представлено <452>.

--------------------------------
<452> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2007 по делу N А31-8792/2005-12 // СПС "КП"; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2010 по делу N А19-18266/09 // СПС "КП".

Остались вопросы по ст 45 ЗК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 45 ЗК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.