Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.

3. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:
1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

4. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:
1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

5. Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.

6. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

Комментарий к статье 39.26 ЗК РФ

Комментируемая статья определяет последовательность действий заинтересованных лиц при заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В частности, п.1 данной статьи предусматривается, что к заявлению о заключении соглашения об установлении сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

Стоит обратить внимание, что какие-либо требования к такой схеме в комментируемой статье не предусматриваются. Кроме того, законодатель не наделил какой-либо орган государственной власти или орган местного самоуправления полномочиями по утверждению единой формы такой схемы. В этой связи представляется, что содержание и форма этой схемы определяются на усмотрение лица, которое направляет заявление о заключении соглашения об установлении сервитута. Кроме того, подготовка схемы границ сервитута на кадастровом плане территории может осуществляться органом государственной власти или органом местного самоуправления, в случае если по мнению данного органа требуется определить иное местоположение границ сервитута (подп.2 п.3 комментируемой статьи).

Существующая неопределенность с формой и содержанием схемы на практике не должно приводить к трудностям при заключении соглашения об установлении сервитута, поскольку, как предусмотрено п.5 комментируемой статьи, для целей определения границ устанавливаемого сервитута, заинтересованное лицо должно прибегнуть к помощи кадастрового инженера для определения координат характерных точек границ сервитута, что свидетельствует о том, что стороны при заключении соглашения четко понимают сферу действия сервитута. Однако нельзя отрицать, что лицо, заинтересованное в заключении сервитута, вправе определить координаты характерных точек границ сервитута заранее, в том числе использовать эти сведения при подготовке схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

Вместе с тем в случае если вопрос о сфере действия сервитута не решен, границы сервитута могут быть определены и в судебном порядке. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2012 года N 11248/11 отмечено, что при предоставлении истцу права ограниченного пользования в отношении части участка суду в резолютивной части судебного акта следует указывать точные пространственные характеристики сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.

________________
Вестник ВАС РФ, 2012, N 6.

Безусловно, соглашение об установлении сервитута может быть заключено не в любых случаях. В частности, уполномоченный орган вправе отказать в заключении соглашения об установлении сервитута в случае, если это приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка. При этом ЗК РФ не раскрывает критерии оценки "существенности" затруднений, которые могут возникнуть в использовании земельного участка, что представляется обоснованным, поскольку данный вопрос может быть решен только при оценке всех обстоятельств применительно к каждому конкретному случаю заключения соглашения об установлении сервитута.

Вместе с тем такой подход прямо указывает, что при изучении возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заключения соответствующего соглашения должен действовать принцип, предусмотренный для случаев установления публичного сервитута, закрепленный в п.5 ст.23 ЗК РФ, о том, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В частности, мнения о том, что такие правила должны являться общими и распространяться не только при установлении публичных, но и частных сервитутов, неоднократно высказывались в литературе.

________________
См., напр.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / В.А.Ершов, А.В.Сутягин, А.Н.Кайль. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учеб.-практич.). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / С.С.Алексеев, А.С.Васильев, В.В.Голофаев, Б.М.Гонгало и др.; под ред. С.А.Степанова. М.: Проспект, Институт частного права, 2009.

Остались вопросы по ст 39.26 ЗК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 39.26 ЗК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.