1. Права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.
Комментарий к статье 25 Земельного Кодекса РФ
1. Права на землю (право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут), право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для возникновения имущественных прав. Однако регулирование возникновения и прекращения прав на земельные участки в известной степени ограничивается положением ст. 129 ГК РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Таким образом, если гражданское законодательство устанавливает общие основания для возникновения и прекращения прав на любое имущество или имущественные права, то земельным законодательством устанавливаются специальные нормы, определяющие правовые особенности возникновения или прекращения прав именно на землю как особый материальный объект правоотношений.
Таким образом, права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским законодательством, однако федеральными земельными законами в соответствии с принципами, установленными земельным законодательством, может быть ограничен круг субъектов, которым земельные участки предоставляются на основании того или иного права. Федеральными же земельными законами может быть ограничен оборот земельных участков (см. ст. 27 ЗК РФ и комментарий к ней), и это прежде всего означает, что право собственности граждан, юридических лиц, местного самоуправления, субъектов РФ на ряд предусмотренных ЗК РФ земель возникнуть не может. Земельным законодательством также могут быть установлены особенности возникновения прав на земельные участки, что, собственно, и составляет содержание данной главы.
Воздействие на регулирование возникновения прав на землю оказывает не только гражданское законодательство. Хотя нормы законодательства гражданского и доминируют, тем не менее возникновение или прекращение прав на землю зависит также и от положений законодательства об иных кроме земли природных объектах - лесного, водного законодательства, законодательства о недрах - в зависимости от того, к какой из категорий земель принадлежит тот или иной земельный участок. Однако следует заметить, что нормы, устанавливаемые нормативными актами этих отраслей, не могут в свою очередь, вступать в противоречие с общими положениями земельного законодательства.
В подавляющем большинстве случаев право может возникнуть только на сформированный в соответствии с законодательством земельный участок. Право на земельный участок как на недвижимую вещь (гражданским законодательством это установлено на основании ст. 130 ГК РФ) может возникнуть только после государственной регистрации в соответствии со ст. ст. 131, 164 ГК РФ и Федеральным законом о госрегистрации.
Положения гражданского законодательства о возникновении прав, на которые ссылается комментируемая статья, закреплены в гл. 2 "Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав" ГК РФ. В качестве положений о возникновении гражданских прав ст. 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Данной статьей определен самый общий перечень оснований, поэтому не все из них могут служить основанием для возникновения прав на земельные участки. Права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Из сделки могут возникнуть право собственности на земельный участок, права и обязанности арендатора и арендодателя - по договору аренды земельного участка и права пользователя по договору о передаче участка в безвозмездное срочное пользование (см. ст. 24 и комментарий к ней).
Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Акт (решение) органа государственной власти или местного самоуправления в данном случае является основанием для возникновения права постоянного бессрочного пользования, права собственности (в процессе приватизации), права безвозмездного срочного пользования на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Права на земельный участок могут возникнуть также: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В этом случае права на земельный участок могут быть признаны судом, если из материалов и доказательств, представленных суду, следует, что это право принадлежало (либо принадлежит) лицу на том или ином основании. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей (см. ст. 59 и комментарий к ней). В то же время предоставление земельных участков в собственность или на основании иного права не входит в компетенцию суда. Но суд может вынести решение, обязывающее соответствующие органы предоставить земельный участок; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Помимо оснований, собственно, установленных гражданским законодательством, к таким основаниям относятся, в частности, нормы ст. ст. 20 и 21 ЗК РФ о праве граждан и юридических лиц закрепить земельные участки, используемые ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, в собственность или заключить договор аренды; вследствие иных действий граждан и юридических лиц. К ним можно отнести приобретение земельных участков на основании приобретательной давности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему в порядке наследования. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.
ГК РФ также установлены нормы, предусматривающие особенности приобретения права собственности (гл. 14), в том числе основания приобретения этого права (ст. 218), и права общей собственности (ст. 244). Главой 17 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права пожизненного наследуемого владения (ст. 265), права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 268), сервитута (ст. 274). Но с принятием ЗК РФ положения указанных статей в части, противоречащей ему, применяться не могут, поскольку ЗК РФ как основной закон земельного законодательства в данном случае содержит нормы, имеющие приоритет в регулировании земельных отношений, так как ими определены особенности оборота земель. То же можно сказать и об иных статьях ГК РФ, составляющих содержание гл. 17 и иных его глав, если они касаются приобретения прав на земельный участок, в частности о порядке приватизации или, наоборот, изъятия (выкупа) земельного участка, перехода прав на земельный участок при переходе прав на недвижимое имущество, на нем находящееся (ст. ст. 273, 552), предоставлении прав на земельные участки для строительства (ст. 263).
2. Для возникновения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают. На необходимость совокупности оснований для возникновения права на земельный участок указывает и норма ст. 30 ЗК РФ, согласно которой решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) служит основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка.
Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Понятие о содержании государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержится в Федеральном законе о госрегистрации: государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по местонахождению недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Датой государственной регистрации прав (а значит, и датой их возникновения) считается день внесения соответствующих записей о правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП).
Поскольку земельные участки признаны недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на них и сделок с ними осуществляется на основании ст. ст. 131 и 164 ГК РФ и Федерального закона о госрегистрации.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Обратим внимание на то, что помимо самих вещных прав государственной регистрации подлежат ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение (ст. 131 ГК РФ).
Подлежит государственной регистрации и право безвозмездного срочного пользования, несмотря на то что оно не упомянуто специально ст. 131 ГК РФ. Перечень прав, приведенный этой статьей, открытый, поэтому регистрации подлежат помимо перечисленных и иные права, установленные законом.
В отношении государственной регистрации сделок с земельными участками комментируемой статьей установлена специальная норма о том, что она обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Это означает, что такие случаи могут быть установлены только федеральными нормативными актами уровня закона. В то же время отсутствие специального указания об обязательной государственной регистрации той или иной сделки еще не означает, что стороны сделки не обязаны обращаться в органы госрегистрации. Наоборот, каждая сделка влечет ограничения, обременения или переход прав на земельный участок, а требование их регистрации четко определено упомянутыми статьями. Это следует и из сущности сделок, которые содержатся в ст. 153 ГК РФ как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
ЗК РФ расширен перечень федеральных законов, которыми могут быть установлены случаи обязательной регистрации сделок с земельными участками, в сравнении с ГК РФ. Статьей 164 ГК РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. только двумя федеральными законами. С принятием ЗК РФ обязательность государственной регистрации сделок с землей может быть установлена также, по крайней мере, и федеральными земельными законами.
Относительно отдельных сделок установлено специальное положение об их государственной регистрации. Такими являются договоры аренды земельных участков. Не подлежит отдельной (без договора) регистрации право аренды земельного участка, поскольку данная регистрация не требуется ни ГК РФ, ни ЗК РФ. Указание Федерального закона о госрегистрации на необходимость регистрации права аренды (ст. 26) в данном случае следует понимать как необходимость регистрации договора аренды и соответственно прав, закрепленных за сторонами этим договором.
Помимо обязательной государственной регистрации законом устанавливаются и случаи, когда она не требуется. Так, Федеральным законом о госрегистрации утверждено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона (через 6 месяцев после его официального опубликования, см. ст. 33 Федерального закона о госрегистрации), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Эти права считаются возникшими и без государственной регистрации.
Совершение сделок с земельными участками, права на которые не были зарегистрированы, или сделок с правами на землю требует их государственной регистрации, поскольку согласно той же упомянутой статье Федерального закона о госрегистрации государственная регистрация возникших после введения в действие указанного Закона ограничений (обременений) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения его в действие. Исключение сделано для земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения ее на федеральную, субъектов РФ и муниципальную. В соответствии с Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ (п. 10 ст. 3) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Не подлежит государственной регистрации договор аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенных на срок менее чем один год, а также право или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.
В целом при реализации норм о приобретении прав на землю следует иметь в виду, что законом установлено не только право, но и обязанность лица, использующего земельный участок, надлежащим образом оформить права на него. Это означает в том числе, что при заключении сделки или принятии в пользу лица судебного решения, например о признании права на земельный участок, такое лицо обязано осуществить государственную регистрации права (перехода права, если речь идет о праве собственности) или государственную регистрацию договора, на основании которого используется земля, если такая регистрация обязательна в соответствии с законом. В противном случае лицо, использующее землю без надлежащим образом оформленных документов, может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Исходя из этой статьи самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Следует заметить, что помимо общих положений о приобретении прав на земельные участки законодательством установлены и особые нормы, определяющие основания возникновения отдельных видов прав на землю. Так, ст. 218 ГК РФ установлены основания для приобретения права собственности на имущество, как имеющее собственника, так и не имеющее собственника. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. Если имущество собственника не имеет, собственник его неизвестен или отказался от имущества либо утратил на него право собственности по иным основаниям, на такое имущество возможно приобретение права собственности по основаниям, предусмотренным законом. И в качестве такого основания предусмотрен институт приобретательной давности, который при наличии обстоятельств, указанных в ст. 234 ГК РФ, может быть распространен и на приобретение прав на земельные участки. Согласно ст. 234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в том, что лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, так и иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Однако при реализации указанной нормы ГК РФ следует иметь в виду, что на основании приобретательной давности возможно приобретение права собственности не на все земли, а только на такие, которые приобретают статус бесхозяйной вещи (см. ст. 53 ЗК РФ). Это связано с тем, что в Российской Федерации признана презумпция нахождения земель в государственной собственности, если на нее не установлена собственность частная или муниципальная (ст. 214 ГК РФ).
Исходя из ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Обратим внимание на то, что земельным законодательством установлен ряд положений, которые, не выходя за рамки общего перечня оснований возникновения имущественных прав, установленных ГК РФ, все же предусматривают возможность (либо обязанность) приобретения прав на землю из особой совокупности юридических фактов. Так, ЗК РФ допускается оформление права собственности гражданами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК РФ - на основании права пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ), постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Кроме того, право собственности может быть оформлено безвозмездно и гражданами Российской Федерации, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них индивидуальными жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (см. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Другая особая многоступенчатая процедура приобретения права аренды или права собственности на землю лицами, обладающими правом постоянного бессрочного пользования или правом пожизненного наследуемого владения, - это переоформление прав на землю. Действия по переоформлению прав основаны на положениях ст. 3 Вводного закона, которыми установлено в том числе, что права на землю, не предусмотренные ст. ст. 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Заметим в данном случае, что переоформлению подлежат земельные участки вне зависимости от того, расположена на них недвижимость, находящаяся в собственности землепользователей, или нет. На это приходится обратить внимание особо, в связи с тем что ст. 36 ЗК РФ касается большей частью норм, ею закрепленных, на случаи приобретения прав на землю из государственной или муниципальной собственности собственниками зданий, строений или сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Одной из принципиальных особенностей современного земельного законодательства является то, что регулирование отношений по приобретению и реализации прав на землю разнится в зависимости от выделенных и закрепленных законом критериев (основного вида использования земли, расположения на ней недвижимости и др.).
Так, ЗК РФ устанавливает разный порядок приобретения прав на землю в зависимости от того, приобретается ли участок для строительства или для других целей. Помимо этого законодательством установлен ряд специальных норм о приобретении и использовании земельных участков в зависимости от того, к какой категории они принадлежат. Наиболее ярким примером в данном случае можно считать регулирование отношений по приобретению прав на земли сельскохозяйственного назначения.
Еще одной особенностью действующего земельного законодательства следует считать установление особого порядка приобретения и реализации прав на земельные участки лицами, обладающими правом собственности или иными вещными правами на недвижимое имущество, на них (участках) расположенное.
Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.
Одна из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которой последует возникновение федеральной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, - разграничение государственной собственности на землю, которое осуществляется по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и Вводным законом (см. комментарий к нему).
Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (см. ст. 279 ГК РФ), а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства (см. ст. 44 ЗК РФ и комментарий к ней), конфискации земельного участка (см. ст. 50 ЗК РФ и комментарий к ней), реквизиции земельного участка (см. ст. 51 ЗК РФ и комментарий к ней). В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.
Как уже указывалось, право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.
Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.
Основанием приобретения права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка служит решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении его пользователю (см. ст. 20 ЗК РФ). Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования установлены и ст. 268 ГК РФ, но в соответствии с указанной ст. 20 ЗК РФ с момента вступления в силу ЗК РФ земельные участки не предоставляются гражданам, а также юридическим лицам, кроме государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий. Земельные участки на основании этого права могут быть предоставлены также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно ст. 21 ЗК РФ земельные участки не предоставляются гражданам на праве пожизненного наследуемого владения с момента вступления в силу ЗК РФ. В связи с этим ст. 265 "Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком" ГК РФ не применяется. Однако право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в порядке наследования.
В то же время и право пожизненного наследуемого владения, и право постоянного (бессрочного) пользования переходят приобретателю недвижимости, расположенной на земельном участке, принадлежавшем прежнему владельцу недвижимости на основе или права постоянного (бессрочного) пользования, или права пожизненного наследуемого владения соответственно (см. ст. 35 ЗК РФ и комментарий к ней). Статьей 271 ГК РФ также устанавливается, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Однако при переходе права постоянного бессрочного пользования земельного участка при упомянутых выше обстоятельствах лицу, не указанному ст. 20 ЗК РФ в качестве допустимых правообладателей, им следует приобрести земельный участок в собственность или заключить договор аренды в соответствии со ст. ст. 20, 36 ЗК РФ, а также ст. 3 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ.
Основания возникновения права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) установлены земельным (см. ст. 23 ЗК РФ) и гражданским (ст. 274 ГК РФ) законодательством. При этом основанием возникновения утвержденного ЗК РФ публичного сервитута служит решение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Основанием же возникновения сервитута по ГК РФ (в соответствии с ЗК РФ сервитута частного) выступает соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Если соглашение об установлении и условиях сервитута не достигнуто, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Соглашение заключается, как правило, по инициативе собственника того земельного участка, в пользу которого предполагается установить сервитут.
Права аренды и субаренды земельного участка возникают на основании соответственно договора аренды или субаренды. Данные права возникают также у лиц, приобретающих эти права на основании сделки по распоряжению правом аренды или правом субаренды (см. ст. 22 ЗК РФ и комментарий к ней).
Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования служит либо решение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, предоставляющего земельный участок, либо договор, если земельный участок передается в пользование гражданином или юридическим лицом - собственником земли.
3. Процесс национализации земли на территории Российской Федерации основан на нескольких актах. Декрет о земле, принятый сразу после Октябрьской социалистической революции 25 октября (7 ноября) 1917 г., отменил в России частную собственность. Однако национализация земли как основа земельного строя была провозглашена несколько позже - в декабре 1928 г., когда были приняты Общие начала землепользования и землеустройства в СССР, которыми также была установлена исключительная государственная собственность на землю.
Другой комментарий к статье 25 ЗК РФ
Правовое значение комментируемой статьи, несмотря на ее незначительный объем, состоит в том, что она является связующим звеном между основаниями возникновения прав на имущество (в гражданско-правовом смысле) и основаниями возникновения прав на земельные участки ("приземление" указанных гражданско-правовых оснований). Первый и второй пункты комментируемой статьи являются правилами отсылочного характера (к отдельным положениям ЗК РФ и к нормам ГК РФ), тогда как третий пункт - самостоятельная норма материального права.
Пункт 1 ст. 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Основания возникновения прав на земельные участки предусмотрены ГК РФ и другими актами гражданского законодательства РФ. Статья 8 ГК РФ содержит перечень общих оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьи главы 14 ГК РФ устанавливают основания приобретения права собственности. Кроме того, ГК РФ определяет основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ), права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ), основания установления сервитутов (ст. 274 ГК РФ). Возникновение прав на имущество в результате сделок регламентировано статьями части второй ГК РФ, а в результате правопреемства при наследовании - части третьей ГК РФ.
В настоящее время существенную роль в возникновении прав на земельные участки все еще играют акты государственных органов и органов местного самоуправления, когда земельные участки предоставляются из государственных или муниципальных земель (ст. ст. 28 - 29, 30 - 32, 34, 36, 81 и 82 ЗК РФ), принятые в пределах их компетенции, установленной в ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ. По мере активизации оборота земельных участков, в том числе после массовой скупки в последнее десятилетие земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения и выдела в счет земельных долей земельных участков возрастает и роль таких оснований возникновения прав на землю, как договоры и иные сделки (ст. ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, ст. 549 ГК РФ, ст. ст. 8, 9 и 10 Закона N 101-ФЗ).
Права на землю возникают также на основании правопреемства, например, когда к наследнику умершего гражданина переходит право собственности или пожизненного наследуемого владения принадлежавшим последнему земельным участком (ст. 11 Закона N 101-ФЗ, п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Права на земельные участки возникают из судебного решения, установившего право на земельный участок (п. 3 ст. 274 ГК РФ; ст. 59 ЗК РФ).
Наконец, право собственности на земельный участок возникает и в силу приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ, лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Вопросы государственной регистрации сделок с земельными участками регулируются с учетом положений ст. 131 ГК РФ и Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 3 ст. 25 ЗК РФ не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков. Данное положение введено законодателем с целью исключения имущественных споров, которые наблюдались в странах Восточной Европы и Прибалтики в 90-е гг. XX в.