Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.Положения пункта 1 настоящей статьи (в редакции настоящего Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ.____________________________________________________________________
2. Пункт утратил силу с 1 июля 2006 года - Федеральный закон от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 18 Земельного Кодекса РФ

1. Так же, как п. 1 ст. 17, п. 1 комментируемой статьи согласно ст. 3.1 (см. комментарий к ней) Федерального закона о введении в действие ЗК РФ определяет основания, по которым земли в целях разграничения государственной собственности на землю могут быть отнесены к собственности субъекта РФ. К ним относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

При этом той же ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ установлено, что собственностью субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются земельные участки, отнесенные этой статьей к землям, которые должны быть отнесены как к собственности субъекта РФ, так и к муниципальной собственности (п. п. 2, 3 ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ).

Поскольку субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права, они могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст. 243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. ст. 284, 285 ГК РФ) и т.п.

Основание приобретения права собственности субъекта РФ на землю предусматривается в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Согласно ст. 8 данного Закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

От имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл. 5 ГК РФ.

2. Пункт 2 настоящей статьи Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу.

3. Пункт третий комментируемой статьи устанавливает невозможность образования бесхозяйных земельных участков в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. С момента прекращения права собственности автоматически возникает собственность соответствующего города федерального значения. В Законе о государственной регистрации закреплена обязанность собственника земельного участка, желающего отказаться от принадлежащего ему права, обратиться в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации добровольного отказа от земельного участка. С даты государственной регистрации прекращения права в силу добровольного отказа собственность субъектов федерации - г. Москвы и г. Санкт-Петербурга возникает в силу закона и должна быть зарегистрирована в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации.

Возможности передачи в муниципальную собственность земельных участков, от которых отказался собственник, в настоящее время ни в г. Москве, ни в г. Санкт-Петербурге не предусмотрено.

Другой комментарий к статье 18 ЗК РФ

Пунктом 1 комментируемой статьи закрепляются основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки, которые в целом повторяют способы возникновения федеральной собственности на землю, установленные в п. 1 ст. 17 ЗК РФ.

Прежде всего, субъект РФ может обладать на праве собственности определенным земельным участком в силу прямого указания на это в федеральном законе. Так, в соответствии с п. п. 4, 6 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях собственностью субъектов РФ признаются особо охраняемые природные территории регионального значения. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" земельные участки, которые не находятся в федеральной собственности и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.

Некоторые федеральные законы непосредственно устанавливают право собственности конкретных субъектов РФ на определенные виды земельных участков. Например, в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <184> предусматривается, что земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов краевого значения, относятся к собственности Краснодарского края. Аналогично, Федеральный закон от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет право собственности Пермского края на земельные участки, предназначенные для размещения необходимых для проведения саммита объектов краевого значения (п. 2 ст. 10).

--------------------------------
<184> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

Право собственности субъектов РФ на земельные участки может возникнуть при разграничении государственной собственности на землю. В соответствии со ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ критериями такого разграничения служат:

1) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности расположенных на нем зданий, строений, сооружений, или объектный критерий, согласно которому земельные участки, занятые указанными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, относятся к собственности соответствующих субъектов РФ;

2) критерий принадлежности земельного участка к виду публичной собственности занимающей его организации, или субъектный критерий, на основании которого субъектам РФ на праве собственности принадлежат земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

Следует заметить, что перечень организаций регионального значения, которые используют земельные участки на каком-либо вещном праве и с нахождением которых закон связывает право собственности субъектов РФ на землю, гораздо уже перечня организаций, используемого для определения федеральной собственности на землю. В него не входят государственные академии наук и организации, созданные и (или) подведомственные государственными академиями наук, а также Государственная компания "Российские автомобильные дороги".

3) критерий специального законодательного закрепления собственности субъектов РФ на земельные участки и земли, который созвучен первому из рассмотренных основанию возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки (п. 1 ст. 18 ЗК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что из данного критериального разграничения государственной собственности на землю в п. 4 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ установлено исключение для двух субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. К собственности названных субъектов РФ, помимо перечисленных земельных участков, отнесены также те участки земель, которые в соответствии с п. 3 указанной статьи относятся к муниципальной собственности, если они расположены в границах соответственно Москвы или Санкт-Петербурга. Речь идет о внутригородских муниципальных образованиях, под которыми согласно п. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ понимаются части территории городов федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Равно как и РФ, субъекты РФ также могут приобретать земельные участки по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Это обусловлено тем, что субъекты РФ, а именно республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в силу положений ст. 124 ГК РФ являются субъектами отношений, регулируемых гражданским законодательством, на основании чего к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей их публично-правового статуса.

В ст. 8 ГК РФ определены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, некоторые из которых могут выступать в качестве юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение права собственности на земельные участки. К таковым, в частности, относятся различные гражданско-правовые сделки, в том числе купли-продажи, мены, дарения и др., судебные решения о признании права на земельный участок, наследование по закону и завещанию и т.п. Также гражданским законодательством установлены специфические способы возникновения собственности на землю, доступные только публично-территориальным образованиям в силу их особого правового статуса: конфискация (ст. 243 ГК РФ), изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением или используется с нарушением законодательства (ст. ст. 284, 285 ГК РФ) и т.п.

Необходимо отметить, что законодательством в некоторых случаях предусматривается преимущественное право субъекта РФ на приобретение земельного участка в рамках гражданско-правовой сделки. Так, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ (в случаях, установленных законом субъекта РФ, - муниципальное образование) имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <185> (далее - Закон N 423-ФЗ) перечень оснований возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки был дополнен таким способом, как безвозмездная передача земельных участков субъектам РФ из федеральной собственности.

--------------------------------
<185> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7365.

Данный способ действует в отношении не всех субъектов РФ, а только в отношении городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона безвозмездной передаче в собственность субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга подлежат земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Основанием для безвозмездной передачи таких земельных участков в собственность названных субъектов РФ является их нахождение в пределах территории Москвы и (или) Санкт-Петербурга.

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Пункт 2 комментируемой статьи Законом N 53-ФЗ признана утратившей силу с 1 июля 2006 года.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает особое основание возникновения права собственности субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на земельные участки, заключающееся в отказе собственника земельного участка от права собственности на него. Данное положение, по сути, призвано не допустить образование бесхозяйных земельных участков на территории городов Москвы или Санкт-Петербурга, что является вполне оправданным с точки зрения востребованности каждого участка земли для обеспечения публичного интереса.

Статьей 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от него служит заявление собственника такого земельного участка. При этом государственная регистрация права собственности субъекта РФ, к собственности которого будет отнесен такой земельный участок, осуществляемая в день государственной регистрации прекращения права собственности на данный земельный участок, не требует предоставления заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

Следует добавить, что в соответствии с законами городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга подобные земельные участки могут поступать в собственность внутригородских муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

Остались вопросы по ст 18 ЗК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 18 ЗК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.