Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.(Пункт дополнен с 29 мая 2007 года Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 10 Земельного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья закрепляет перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений. При этом следует отметить, что в данном случае, равно как и в ст. 9, речь идет скорее о полномочиях органов государственной власти, так как именно органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть наделены властными полномочиями, являющимися важнейшим элементом их компетенции. При этом в данной статье, равно как и в предыдущей, перечень полномочий является открытым, т.е. субъекты РФ могут быть наделены и иными полномочиями, которые не отнесены к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Данное обстоятельство позволяет наделять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иными полномочиями в рамках предметов совместного ведения. Как было указано в комментарии к ст. 9, названные полномочия реализуются органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции РФ.

К указанным полномочиям относится резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации. При этом положениями п. 10.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют данное полномочие самостоятельно за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Одним из полномочий субъектов Российской Федерации согласно положениям комментируемой статьи является разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. В качестве примера подобных программ можно привести:

среднесрочную городскую целевую программу "Развитие земельной реформы в г. Москве на 2007 - 2009 годы", утв. Постановлением правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 653-ПП <1>;

--------------------------------
<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 48.

региональную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008 - 2010 годы", утв. Законом Ленинградской области от 21 декабря 2007 г. N 186-оз <1>;

--------------------------------
<1> Вестник правительства Ленинградской области. 2007. N 88.

областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Воронежской области (2007 - 2011 годы)", утв. Постановлением Воронежской областной Думы от 3 июля 2003 г. N 649-III-ОД <1>, и др.

--------------------------------
<1> СПС "КП".

Как следует из приведенных примеров, программы субъектов Российской Федерации могут быть утверждены различными актами - как актами высших исполнительных и представительных органов государственной власти субъектов РФ, так и законами субъектов РФ. При этом разрабатываются и реализуются указанные программы, как правило, органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

2. От имени субъектов РФ рассмотренные полномочия осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, структура которых согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Согласно п. "д" ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, существенно затруднено ввиду изрядно затянувшегося процесса разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами, а также отграничения от них земель, находящихся в муниципальной и частной собственности.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <1>, утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <2>, закреплял особую процедуру разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации, обеспечивавшую согласование интересов всех уровней публичной власти в сфере реализации права собственности на землю. В настоящее время, после признания указанного Федерального закона утратившим силу, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать право собственности лишь на земельные участки, соответствующие критериям, установленным ст. 18 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 18).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
<2> СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1782.

Другой комментарий к статье 10 ЗК РФ

Перечисленные в комментируемой статье полномочия субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений соответствуют положениям Конституции РФ, в которых закреплены вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации (ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ).

Свои полномочия в сфере земельных отношений субъекты Российской Федерации реализуют через деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

Так, например, упомянутые в комментируемой статье полномочия субъекта Российской Федерации по изъятию земель для нужд субъектов Российской Федерации реализуется представительным органом власти через принятие соответствующего закона (например, Закон Республики Алтай от 19 февраля 2013 года N 9-РЗ "О регулировании правоотношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд" <80>). Правительство субъекта Российской Федерации реализует соответствующие полномочия через принятие правовых актов в развитие и во исполнение соответствующих законов (например, Постановление Правительства Московской области от 28 декабря 2012 года N 1599/47 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области" <81>).

--------------------------------
<80> Сборник законодательства Республики Алтай. Февраль. 2013. N 97(103). Ч. 1. С. 80.
<81> Информационный вестник Правительства Московской области. 28.02.2013. N 3.

Региональными органами исполнительной власти, реализующими полномочия субъекта Российской Федерации, могут быть глава субъекта Российской Федерации (например, Указ Президента Республики Татарстан от 22 января 2004 года N УП-26 "О резервировании земельных участков на территории Республики Татарстан" <82>), региональное правительство (например, Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2009 года N 480 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Республике Дагестан" <83>), а также специализированные органы исполнительной власти (например, Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 30 марта 2012 года N 361 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по принятию решения об образовании земельных участков" <84>, Приказ Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 августа 2012 года N 68 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" <85>).

--------------------------------
<82> Республика Татарстан. 27.01.2004. N 17.
<83> Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.12.2009. N 24. Ст. 1257.
<84> Кубанские новости. 12.04.2012. N 67.
<85> Томские новости. 27.06.2013. N 25.

При распределении полномочий в сфере земельных отношений, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, следует учитывать предписания Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <86>.

--------------------------------
<86> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

По праву собственности субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, являющимися собственностью данного субъекта Российской Федерации.

Остались вопросы по ст 10 ЗК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 10 ЗК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.